Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На пути к «рекультивации души»

Увидела мир книга академика Ивана Дзюбы «Донецька рана України»
27 июля, 2018 - 15:07

Когда в крови, пожарах, руинах лежит чья-то далекая, абстрактная земля — да, можно посочувствовать жертвам агрессии, быть солидарными с ними «с гуманных соображений», можно искренне возмущаться жестокости, которая всегда, неминуемо сопровождает войну. Но это             — где-то далеко, это (как бы страшно такое слово ни звучало) скорее, «теория», заметка в интернете, страница в Facebook, телевизионный кадр. Нужно, кстати, честно признать: именно так до сих пор воспринимают войну на Востоке миллионы и миллионы украинцев.

Для академика Ивана Михайловича Дзюбы трагедия Донбасса — отнюдь не абстракция. Это то, что (я уверен) до сих пор не дает покоя этому высокоуважаемому человеку. Не дает спокойно спать, терзает сердце (вспомните меткие слова Ивана Франко, написанные в 1905 году в другую эпоху, при других обстоятельствах: «Від сорому, який нащадків пізніх / Палитиме, заснути я не можу...». Полной аналогии, видимо, здесь нет, но горькие чувства — подобные). Потому что Иван Михайлович родился на Донбассе, 26 июля 1931 года, в селе Николаевка Волновахского района, это его родная земля, здесь он сформировался как личность, получил высшее образование. И потому то, что совершили на Донбассе пророссийские коллаборанты (подготовленные в значительной мере «нашим» таки олигархатом) и, главное, кремлевские оккупанты, — «по определению» больно ему.

«Донецька рана України» — так метко назван сборник историко-культурологических эссе Ивана Дзюбы, который недавно выпустило издательство «Кліо» (директор Вера Соловйова) по заказу Министерства информационной политики Украины. Эта книга — небольшая по объему (всего лишь 133 страницы), но весомая по содержанию, из разряда тех, о которых говорят: «Томов премногих тяжелей». Каждый читатель отыщет в сборнике те проблемы, которые ближе лично ему (так, расследования «Донеччина — край українського слова» и «Донецька складова української культури» написанные в начале века, еще до трагедии, исчерпывающе доказывают беспрекословную истину: Донбасс — это Украина, и в политическом, и в культурном аспектах; отзыв на антологию самых современных произведений писателей Донбасса «Перевідкриття Донеччини» и развернутое исследование — рецензия на мощный антивоенный роман Владимира Рафеенко «Долгота дней», названная «Натюрморти війни», — демонстрирует нам новейшие, 2017—2018 годов, плоды труда академика Дзюбы — литературного критика. Поэтому выбирать есть из чего).

Автор же этих строк прежде всего обратил внимание на историческое эссе «Трагедія Донеччини», ведь именно там Иван Михайлович всесторонне и объективно анализирует причины (это — самое важное!), которые привели к российской агрессии, «гибридной войне» и оккупации части Востока и Крыма. Конечно, чтобы постичь весь спектр мыслей И. М. Дзюбы — нужно читать книгу; приведем только самые важные, с нашей точки зрения мысли.

«У витравленості відчуття України крилася велика небезпека не лише для Донеччини, а для всієї України. Дехто з політичних лідерів, напевне, відчував цю небезпеку, принаймні лунали голоси про необхідність створення єдиного інформаційного і культурного простору, який «зшив» би країну. Але далі розмов справа не пішла. Чи то політичної волі й енергії не вистачило, чи то резервів фінансових і творчих, чи то всі сили пішли на міжпартійну боротьбу. А головне — потужні олігархічні клани були зацікавлені в збереженні й культивуванні «осібності» Донеччини, в протиставленні її решті України (поки ще вони не готові були опановувати всією Україною), — саме це давало їм козир у політичній боротьбі». Но в этом, по мнению Ивана Михайловича, еще не вся правда. Он пишет: «Немалою була, на мій погляд, і провина т.зв. національно-демократичних сил», з властивою їм «абсолютизацією своєї патріотичної ейфорії, а відповідно — браком самокритичності й тверезої оцінки ситуації».

В будущем же, по мнению автора, кроме восстановления зданий, восстановления хозяйства, рекультивации — хотя бы частичной — разбомбленных и отравленных грунтов — очень необходима «рекультивация душ». «Это вопрос вопросов — если не на сегодняшний день, то на близкое и на далекое будущее».

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ