Недавно изданный сборник трудов выдающегося европейского интеллектуала Ольгерда Бочковского предлагает читателю ряд работ, которые призваны осмыслить актуальные события истории Восточной Европы первой трети ХХ века, а также сформулировать для нее собственные прогнозы и рецепты на будущее. Книга является частью издательской серии «Україна. Європа 1921—1939», целью которой является издание источников, освещающих украинский вопрос в более широком общеевропейском контексте и демонстрирующих место Украины на международной арене в межвоенный период.
Личность Ольгерда Бочковского, безусловно, заслуживает внимания. Будучи рожденным в Херсонской губернии, в семье польско-литовского происхождения, он крепко связал свою жизнь с украинским национальным движением и украинским делом. С 1906-го Ольгерд Бочковский жил в эмиграции в Праге и именно там приобщился к украинскому движению как талантливый публицист, научный работник и дипломат.
«ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИИ — ЭТО ВОПРОС НАЛИЧИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БАЗЫ»
В первый том Ольгерда Бочковского вошли его ранние труды, написанные в период Первой мировой войны и сразу после нее, в частности и «Поневолені народи царської імперії, їх національне відродження та автономічні прямування (до національної справи в Росії)», а также три статьи 1933 года, основной темой которых была критика европейских политиков за их безразличную позицию относительно действий советской власти в Украине.
Невзирая на широкий спектр интересов Ольгерда Бочковского, связанных с международной политикой и актуальными событиями беспокойной первой трети ХХ века, все же его основным объектом научного интереса и исследования был феномен наций и национального строительства. Ученый пытался проследить формирование модерных наций, в первую очередь, не имевших собственных государств, так называемых «неисторических», их формирование как культурных, а следовательно политических организмов, бытие которых определяет ход истории.
По Гегелю, который и ввел термин «неисторические» нации, «мировой дух» (Weltseele) — то, что лежит в основе всего сущего, раскрывает себя, пролагая путь своего самовыражения через разные нации, выбирая некоторые из них, из-за чего они оказываются на вершине мирового прогресса. Соответственно самораскрытие «мирового духа» и является историей. Такой подход к истории философии в значительной степени отрицает самобытность исторического развития этносов как национальных организмов, но тем не менее он был чрезвычайно влиятельным относительно общей интеллектуальной истории Европы.
Хоть философия Гегеля оказала значительное влияние на разработку понятийного аппарата и в определенной степени на направление работы Ольгерда Бочковского, для ученого формирование нации как политического организма — это не вопрос духа, личностей или исторической случайности, а вопрос наличия и развития общественной базы, которая создает на своей основе сначала культурное, потом политико-экономическое, гражданское и политическое сообщество. Ученый выделяет этапы культурного пробуждения, экономического обособления новосформированного сообщества, а затем уже создания автономного или полностью независимого политического организма.
КЛЮЧИ К ПОНИМАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИИ
Именно поэтому Ольгерд Бочковский существенное внимание уделяет финскому вопросу. По мнению научного работника, исследование формирования финской нации является ключом к пониманию современных основ формирования нации. Такое исключительное положение финнов диктовалось их историей как народа, который никогда до ХХ века не имел собственного государства и сформировался как определенное политическое сообщество, получив особенный статус в Российской империи «Великое княжество Финляндское».
Ольгерд Бочковский констатирует: «В том их «каменярське» значение для других неисторических народов, так как финны не какой-то обособленный «Wundervolk» («странный народ»). Следовательно, то, что удалось им, может так же удаться и каждому другому негосударственному народу, насколько он будет иметь такие политические условия жизни и развития, которые имела Финляндия до 1899 г.»
Здесь мы видим главные черты трудов Ольгерда Бочковского — попытки пересмотреть давние универсалистские историко-философские подходы гегельянцев и европейских левых партий в интересах новых, более приспособленных к реальности актуального политического момента, для использования нового исторического материала бездержавных наций. Именно на этом сосредоточивалось внимание Ольгерда Бочковского как исследователя в сфере нациологии — сферы знания о творении и развитии наций и национально-освободительных движений.
Значимым в современном мире, вместе с развитием нациологии, Ольгерд Бочковский рассматривает ведение сознательной этнополитики как набора подобранных техник и политических мероприятий, направленных на построение системы влияния на нации, которые уже сформированы или только формируются. Этнополитика является созданием специфических условий для национальных сообществ, которые обеспечивали бы свободу, справедливость и стабильность человеческому обществу. Эффективная этнополитика в условиях политического этапа национального возрождения наций, вызванного Первой мировой войной, становилась в новом беспокойном веке фатально необходимым условием для предотвращения международных конфликтов и обеспечения последующего развития человечества.
Таким образом, сборник трудов Ольгерда Бочковского представляет безусловный интерес и с теоретической точки зрения осмысления национальных движений, и как чрезвычайно ценный источник по европейской интеллектуальной истории.