Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О коде Нилы Зборовской

Племянница Светлана ЗБОРОВСКАЯ: «Она умела обычный день превратить в праздник»
14 декабря, 2012 - 17:40
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО СВЕТЛАНОЙ ЗБОРОВСКОЙ

Судьба часто забирает наилучших раньше. Нила ЗБОРОВСКАЯ, известный литературовед, писательница и психоаналитик, ушла от нас на 49-м году жизни. (В этом году ей исполнилось бы 50.)

Жизненный и творческий путь Нилы Викторовны делился на несколько этапов. Начав вместе с Соломией Павлычко как феминистка, после неожиданной смерти Соломии Нила Зборовская постепенно отошла от феминизма, что было неоднозначно воспринято. (В памяти многих людей пани Нила так и осталась феминисткой, хотя сама неоднократно отмечала искусственность этого имиджа.) Центральное место в творчестве Нилы Зборовской занимал психоанализ. Результатом увлечения им стала докторская диссертация «Код української літератури: проект психоісторії новітньої української літератури». Последние годы были отмечены переходом к религиозной тематике. Писательница даже планировала написать роман об Иисусе Христе. Не успела. Однако за то недолгое время, которое ей было отведено, смогла сделать сколько для науки и литературы, что еще не одно поколение ученых и литературоведов будет пытаться разгадать код Нилы Зборовской. Мы встретились с племянницей Светланой Зборовской, чтобы приподнять завесу над таинственным образом пани Нилы.

— Знаем Нилу Зборовскую как публичного человека: собранную и уверенную. А какой она была в повседневной жизни?

— Тетя всегда просыпалась до восхода солнца, с улыбкой благодарила его за пробуждение, медитировала... Я, сова, не разделяла такой практики. Даже больше — это было для меня пытками. Поэтому удивленно спрашивала: «Для чего это?» «В этом тайна женской молодости — нужно ложиться спать и просыпаться вместе с солнцем», — слышала в ответ. Помню перешептывание студентов во время презентации «Коду української літератури» в Черкассах: «Но ей же не больше двадцати семи. Она совсем молодая». У Нилы был огонь в глазах, она говорила вдохновенно и эмоционально. Тот, кому повезло знать этого человека, я уверена, согласится со мной, что невозможно забыть тот по-детски звонкий смех, то умение так искренне радоваться любой приятной безделушке. Талант сохранить в себе эту детскость, ничуть не играя, не делая вид, свойственный единицам. Она, будто солнце, согревала всех теплотой своей души, поэтому и притягивала окружающих, как магнит. У тети была еще одна особенность — умение обычный день превратить в праздник. К тому же каждый день — по-разному, по-новому. Неисчерпаемость фантазии, воображения, новых идей.

— Какие ценности были самыми главными для Нилы Зборовской? Что она ставила на первое место?

— В первую очередь Нила была глубоко религиозным человеком. Я вспоминаю ее слова о том, что только вера в Бога — основа не пустой, наполненной смыслом жизни. Она очень жалела, что выросла в атеистическом обществе, а поэтому поздно поняла это. И просила меня не повторять таких ее ошибок.

К величайшему сожалению, так сложилось, что у нее не было родных детей. Это самая большая ее печаль. Всю нерастраченную материнскую любовь Нила отдавала нам с братом. Мы постоянно чувствовали ее поддержку и помощь. Она всегда говорила маме: «Твои дети — мои дети». И, вы знаете, когда тетя узнала, что я начала работать над магистерской работой о психоанализе украинской сказки, то сказала мне: «Я должна прожить этот год ради тебя, потому что должна что-то тебе подсказать по этой работе». Меня эти слова очень глубоко поразили. Моя работа над магистерской по психологическому сказковедению насколько вдохновляла тетю, что у нее хватало сил говорить со мной часами по телефону, направлять, несмотря на нестерпимую боль. И она действительно пережила тот год, держась всей мощью духа на этой земле. Нила Викторовна мечтала о том, что я буду заниматься украинской психофольклористикой. Мы даже планировали написать в соавторстве книгу об аналитически-психологическом толковании народных сказок.

— Какой из своих написанных трудов пани Нила ценила больше всего?

— Книги тети — проявление ее творческого материнства. То глубокое мощное стремление творить давало вдохновение познавать свой жизненный путь дальше. Помню ее слова, когда мы говорили о книгах: «Я каждый раз чувствовала себя по-новому плодотворной». Каждая ей особенно дорога, как ребенок. И каждая имеет собственную жизненную историю.

— Что пани Нила хотела написать, но не успела?

— У Нилы было много творческих замыслов. Мечтала написать такое произведение, как «Тени забытых предков»

М. Коцюбинского. Она говорила, что ни одно произведение украинской литературы не вызывает у нее такого внутреннего трепета, как эта повесть. Тетя долго вынашивала замысел написания романа «Пришестя мужності» об Иисусе Христе, но остался лишь черновой план ряда эссе, объединенных названием «У пошуках мужності», где должен был бы быть приведен метафизический анализ истории украинской литературы. Также Нила Викторовна начала написание повести «Зустріч на Хресті», посвященной памяти Юрия Гудзя. А еще стремилась создать ряд художественных текстов под именем своей мамы, Анны Глобы. Борясь с очень тяжелой болезнью, Нила начала работать над книгой «Історія моєї хвороби», где, веря в свое исцеление, хотела передать опыт этого освобождения другим людям.

— Для большинства Нила Зборовская осталась феминисткой. Этому способствовали не только «Феміністичні роздуми», но и жизненная позиция в течение определенного времени. Феминизм похож на ярлык: если один раз приклеили, то очень трудно его отодрать. Как пани Нила относилась к феминизму?

— Мне очень досадно, что многим Нила Зборовская известна как феминистка. Увлечение феминизмом в ее жизни — это один из этапов личного и творческого становления, попытка познать свою женскую сущность. Но она никогда и не была феминисткой в том значении, в каком его воспринимает сейчас большинство. Никакого мужененавистничества. Никогда. Напротив, она, собственно, и отошла от феминистической идеи, поняв опасность того мужского и женского противостояния, в которое и превратилась идея. Несомненно, что без феминистических студий не могло бы быть дальнейших психоаналитических и метафизических исследований. Именно метафизической женщиной называла себя Нила Зборовская. И такой она была.

— Что она имела в виду, называя себя метафизической женщиной?

— Нила Викторовна была женщиной, которая стремилась познавать. Она была убеждена, что в основе человеческого бытия лежит предназначение, данное Богом. Жизнь Нилы была рядом попыток метафизического поиска. Метафизика Нилы Зборовской означает сверхчувственное постижение бытия — своего личного, а следовательно, и национального, потому что не мыслила себя отдельно от Украины. Тетя верила, что именно в Слове содержится Божие откровение, а потому ее так интересовали тексты как творческое пророчество. И она активно занималась поисками таких пророческих текстов в истории украинской литературы, пытаясь хоть немного приблизиться к разгадке их кода.

Знаете, за три месяца до ухода тети мне приснился сон, в котором я встретилась с дедушкой. Мы обнимались, целовались, он удивлялся, как я уже выросла. Дедушка сказал, что пришел предупредить нас о том, что скоро заберет свою дочку Нилку к себе. И даже немного сурово приказывал нам не переживать за нее, потому что все будет хорошо, они наконец встретятся и будут вместе. Когда я проснулась, то уже точно поняла, что жизнь моей тети на этом свете заканчивается. Но я не рассказывала этот сон-видение тете, поскольку не хотела, чтобы она теряла надежду на выздоровление, и я все-таки хотела надеяться, что сон не сбудется. А поэтому поделилась им только с мамой. И мы обе поняли, что напрасно лелеять надежды на физическое исцеление, но вместе с тем осознали: все же смерти души не существует, и родные люди оберегают друг друга во всех мирах.

Наталия МИНЯЙЛО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ