В значительной степени «поле чтения», которое формирует вокруг себя каждый человек, в свою очередь формирует его. Поэтому логично было бы предположить, что благодаря соответствующему набору литературы, общаясь через книжные страницы с Шекспиром и Шевченко, мы получаем шанс приблизиться к наивысшим умам.
Михаил СЛАБОШПИЦКИЙ, писатель, литературовед:
— Как раз сейчас гриппую, и это повод «отдаться» чтению. В частности, читаю роман Владимира Набокова «Николай Гоголь», который все откладывал в ящик, то есть на полку.
Знаете, еще с юных лет люблю читать. В молодые годы мне повезло — товарищ отца был заместителем директора Библиотеки Академии наук (ее еще называли публичная). Поэтому он сделал для меня пропуск в спецфонд. Так что, будучи студентом, я читал то, чего не читали другие, поскольку это была запрещенная литература — Ницше, Фрейд, Шопенгауэр, украинское Расстрелянное Возрождение...
Мне приходится читать очень много, так сказать, профессионального чтива. Из последнего — статьи Юрия Щербака, которые, кстати, пять лет подряд печатались на страницах «Дня», а теперь выходят отдельным сборником в издательстве «Український письменник». Кстати, я автор послесловия к нему. Очевидно, те статьи (по крайней мере, большинство) читал в вашей газете. И еще тогда был потрясен (в позитивном смысле). А теперь могу сказать: это будет грандиозная книга! Она о том, что с нами произошло, как мы к этому шли, какие ошибки допустили... Юрий Щербак без лирики и пафоса фиксировал те социальные, психологические приметы времени. Так возник образ Украины как самолета, попавшего в зону турбулентности. Книга так и называется: «Україна в зоні турбулентності». Этот сборник одновременно философский и прикладной, даже прогностический. Описывая сегодняшний день, Юрий Николаевич обязательно говорит о завтрашнем — каким он ему видится. Возьмем его статьи пятилетней давности. Понимаем, что прогнозы автора сбываются. А еще вот что важно: подавляющее большинство наших вопросов партийно заангажированы, а Юрий Щербак как человек свободный освещает их с чувством внутренней свободы. Эта книга — уникальна! Было бы только кому ее читать. Имею в виду: хорошо, если бы с ней ознакомились, в первую очередь, те, кто у власти.
То есть то, что мне пришлось читать по долгу профессии, — сборник статей Юрия Щербака — принесло мне огромное интеллектуальное наслаждение.
Ирина ЗЕЛЕНСКАЯ, руководитель городского отдела культуры и туризма Комсомольска (Полтавщина):
— Читать я очень люблю. Но из-за нехватки времени сейчас приходится читать в основном учебную литературу — учусь на факультете государственного управления (специальность — публичное администрирование) Академии госуправления при Президенте Украины.
Но если уж выкраиваю время для художественной литературы, то выбираю произведения, что называется, «в десятку», то есть чтобы меня зацепили. Выбираю по рекомендации дочки (она многим интересуется и немало читает) или возвращаюсь к уже прочитанным, то есть проверенным. Из современных украинских прозаиков очень люблю Марию Матиос, особенно ее «Фуршет».
К проверенным, например, относится интимная лирика Леси Украинки и поэзия Лины Костенко. Это пища для ума и сердца. Афоризмы Лины Васильевны просто гениальны! Строчка-две — и полдня есть над чем поразмыслить. Например, «Лиш храм збудуй, а люди в нього прийдуть»... А стихи «Я вранці голос горлиці люблю», «Затінок, сутінок, день золотий...», «Двори стоять у хуртовині айстр»... Ну, что тут скажешь. Лишь то, что написала Лина Васильевна: «Поэзия — это всегда неповторимость, какое-то бессмертное прикосновение к душе». Иначе говоря, читаешь и преисполняешься оптимизмом, спокойствием и гармонией.
Роман КОЛЯДА, журналист, музыкант, диакон УПЦ КП:
— Вообще читаю я параллельно много всего. А иногда мало, потому что больше играю (музицирование занимает немало времени). Если говорить о моем чтении, то можно начертить три параллельных линии. Что касается украинской литературы, то последнее, что я читал, это «Нотр-Дам де Юкрейн» Оксаны Забужко, оставшийся недочитанным. А из ранее прочитанного до сих пор вызывают на удивление приятные впечатления «Забавки з плоті та крові» Ларисы Денисенко. Другая параллель — из современной русской литературы — Евгений Гришковец «Асфальт». На него меня «подсадили» его большие поклонники и параллельно мои поклонники как музыканта. И сейчас жду выхода новой книги Гришковца «А.....А». И третья моя параллель в связи со вступлением в сан — духовная литература. Сейчас интересуюсь сборником Дионисия Ареопаита и «Очерками мистического богословья» Владимира Лосского. Вот такое мое поле чтения.
Чем обусловлен мой выбор литературы? Если говорить о современной украинской литературе, то это случайные вещи: что на слуху или что попадает в руки. Дальше идет проверка на соответствие, то есть на внутренний резонанс. Листаю две-три страницы наугад. Если глаз, ум или сердце за что-то зацепились, покупаю, если нет — откладываю. Что касается специализированной литературы о музыке, то это преимущественно интернет-издания. А в плане богословия, на мой взгляд, Дионисий Ареопаит и Владимир Лосский интересны не только для православной традиции.
Как правило, всегда хочется читать! Потому что потребность читать сформировалась у меня в раннем детстве. Родители были учителями, и рассказывать мне им было некогда — из-за их занятости. Поэтому я со сказочного периода все читал сам. И теперь, когда попадается качественная литература, нахожу время и читаю ее много и с удовольствием.