Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Полезно сравнивать — есть к чему тянуться»

4 ноября, 2010 - 20:58
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

«День» довольно часто беседует с современными украинскими писателями о том, над чем они работают, что вскоре выйдет в свет или, может быть, будет переиздаваться... Но на этот раз ракурс немного поменялся, и мы интересуемся, что читают наши поэты и прозаики.

Роман СКЫБА, поэт:

— На протяжении нескольких последних дней я читал рукописи конкурсантов V Всеукраинского литературного фестиваля «Неосфера», состоявшийся 26-27 октября. Кроме того, если говорить о книгах в целом, то предпочитаю те, которые меня находят. Например, рассматриваю чью-то библиотеку и вдруг посреди ее разнообразия выделяю «свою» книгу. Начинаю ее листать, увлекаюсь и одалживаю либо приобретаю где-нибудь. В свое время так «нашлись» «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, проза латиноамериканских писателей, творчество Милорада Павича и Милана Кундеры... Наибольшую симпатию питаю к фэнтези. Особенно, когда речь идет о неком особом удовольствии от чтения. Мне приносят его, прежде всего, книги, написанные в этом жанре. Кстати, последней из них, которую я прочитал перед тем, как заняться рукописями конкурсантов, была «Колыбельная» Чака Поланика.

Конечно, есть издания, к которым я возвращаюсь. Но, когда какое-то из них стало этапным, важно на нем не зацикливаться. Мне стало это ясно еще после «Мастера и Маргариты». Лучше об этой книге забыть на некоторое время и лишь некоторое время спустя вернуться к «новому» прочтению. Тогда впечатления будут «свежее». А если на чем-нибудь «загрузнуть», то это, по-моему, будет мешать развитию личности.

Читаю ли я поэтов? О каком поколении идет речь? Если говорить о моей генерации — 90-х, я читаю стихотворения Сергея Жадана и Ивана Андрусяка. Но не только их. Если же ответить коротко — прежде всего, остановился бы на упомянутых, конечно, прибавив себя самого. Правда, сейчас я «застрял» в детском амплуа. Недавно вышли две новые детские книги в издательстве «Богдан» и еще несколько — в работе. Вышедшие — «перевіршики», то есть свободные переводы детских русских авторов. О появляющихся сейчас не будем говорить. Сами увидите, когда они выйдут из печати.

Богдана МАТИЯШ, поэтесса:

— Сейчас читаю на польском Ришарда Капусцинского «Автопортрет репортера». Книга состоит из более 50 интервью, сделанных с Капусцинским о его опыте репортера. А параллельно — еще несколько польских репортажных изданий Влодзимежа Новака и Войцеха Гурецкого, так как увлекаюсь польской репортажной традицией. Кстати, в основном, в жанре литературного репортажа там работают журналисты популярной Gazety Wyborczej.

Должно быть, я предпочитаю не жанры, а авторов, от которых знаю, чего ожидать, и которым верю. Хотя, если говорить о жанрах, выделяю поэзию. Из украинской — Игоря Рымарука, Марианну Кияновскую, Марьяну Савку, Ивана Андрусяка, Василия Герасимьюка. Конечно же, этот далеко не все. Из самых молодых нравится, как пишет Василь Карпьюк. Его дебютный сборник «Хлам» — очень хорошее письмо.

Если говорить о прозе, можно высоко оценить традицию интеллектуального романа; с живым интересом прочитываются тексты в стиле магического реализма, в конечном счете, британский роман. Однако в последнее время читаю издания, написанные очень просто. Каким-то отдельным жанром это не определяется. Также люблю расширенные разговоры с писателями. Например, как это делал Тарас Прохасько в серии «Другой формат».

Очевидно, возвращаюсь к любимым произведениям: Тараса Прохасько «FM Галичина» и «З цього можна зробити декілька оповідань», Олега Лышеги «Снігові і вогню». Мне кажется, там есть все, что я ищу в литературе. Если бы в какой-то день в мире исчезли все книги, кроме «FM Галичина», мне бы хватило.

В октябре дописала книгу стихотворений «Твої улюблені пси та інші звірі». Еще не знаю, когда и где она увидит свет. Теперь понемногу пишу короткие прозаические тексты о том, о чем приходится много думать. Об опыте, который получает человек за свою жизнь: радость, одиночество, печаль, боль, любовь, доверие, благодарность. Не знаю, напишутся ли все они, но даже если нет, все равно интересно думать об этом.

Галина ВДОВИЧЕНКО, прозаик:

— На днях, как говорится, углубилась в «Кухню егоїста» Светланы Пыркало. Хотя книга вышла несколько лет назад, я лишь недавно открыла ее для себя. Читала и хохотала! Замечательно написана! А перед этим зачитывалась «Тремя красными квадратами на черном фоне» Тонино Бенаквиста. В романе, в частности, передается состояние творящего человека. В данном случае — речь о художнике. Просто потрясающее описание! И создано оно под «всех»: тех, кто сочиняет поэзию и прозу, пишет картины, снимает фильмы... Параллельно читаю Алессандро Барикко. Хотела найти его нашумевший «Шелк», но натолкнулась на «Эммаус». Я точно ягоды собираю: одна — на языке, вторая — в руке, третью — уже глазами вижу. Точно так же выходит и с книгами.

По-видимому, большая часть моей большой библиотеки постоянно на руках. Я сама рекламирую книги и даю людям читать, особенно современную украинскую литературу. И очень радуюсь, когда кто-то на нее «подседает», в частности, мои русскоязычные друзья и знакомые, а их у меня немало. Например, недавно посоветовала им Лесю Воронину «В пошуках Оѓопоѓо». Или же прочитала «Садовник из Очакова» Андрея Куркова, друзья поинтересовались впечатлениями, и роман, что называется, пошел в народ. Одним словом, провожу вот такую общественную работу.

Моя мама, которой за семьдесят, — увлеченный книголюб. У нее правило: ни дня без книги! Сейчас читает «Бегущая с волками» Клариссы Пинколи Эстес. Она в восторге! Часто звонит, и мы обсуждаем некоторые коллизии из этой книги. Также мать перечитала всю Галину Пагутяк.

Очевидно, я завишу от настроения и от окружающих жизненных перипетий в своем книжном выборе. Например, если мне нужны развлечения, беру легкий женский роман, «глотаю» за раз, и на этом точка. Когда же хочется поразмышлять, поломать голову над психологическо-философскими ребусами, обращаюсь к соответствующей литературе. Например, «Лолите» Владимира Набокова. Прочитала ее три раза за жизнь. Могу раскрывать на любой странице и просто наслаждаться стилем. Читая Набокова, всегда обращаю внимание, до какой степени у него совершенные конструкции, как он «играет» со словом, и получаю невероятное наслаждение от его писательского мастерства. Короче говоря, любое набоковское произведение читаю как человек, сам пишущий. Поэтому они для меня являются в своем роде «учебником». В действительности у меня таких «учебников» немало. Кстати, когда я сама пишу, параллельно читаю книги других авторов. Полезно себя сравнивать, особенно с теми, кто ставит перед собой достаточно высокую планку. Тогда есть к чему тянуться.

Подготовила Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ