— В первую очередь хочу спросить, нравится ли вам современная литература? Ведь, есть мнение, что сейчас мало хороших писателей, а соответственно — качественной литературы.
Ирина ЗАВИРЮХИНА, преподаватель Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого:
— Современная литература всегда хуже осмыслена, чем та, которая отдалена лет эдак на двадцать-тридцать. Из большого количества книг, издаваемых ежегодно, еще не отобраны лучшие, более интересные. Но интересные тексты, безусловно, есть, как и интересные писатели.
Галина МЕСТЕЧКИНА, ответственный секретарь журнала «Електронні компоненти і системи»:
— К сожалению, я очень мало ознакомлена с современной литературой и потому очень сильно сомневаюсь в пользе моих ответов для понимания состояния современной как мировой, так и украинской литературы. Тем не менее, убеждена, что все не так плохо с литературой, а вот информации о новых произведениях и магазинах, где их можно приобрести, по-моему, не хватает, хоть источников для этого более чем достаточно.
Жанна ОЗИРНАЯ, журналист:
— Современная литература, прежде всего, должна заставлять читателя думать. Даже не задумываться, а именно думать, мыслить, рассуждать — и делать определенные выводы. Современная украинская литература наоборот генерирует одни лишь рефлексии и эмоции по поводу, болтает воду в полынье. Немногие берутся говорить о судьбе страны и судьбе нации всерьез, о действительно важных вещах. Почему-то украинских писателей так и тянет описать свой день, свой вечер, свою любовь и свои измены, свои проблемы и вечное нытье по поводу, что родился не в том месте и не в то время. Стране необходима хорошая, качественная литература, наполненная здравым смыслом и трезвым взглядом на жизнь.
— А кто является вашим любимым современным автором? Расскажите немного о нем и о его творчестве.
Ирина ЗАВИРЮХИНА:
— Сложный вопрос. Я живу литературно не в современности, а на грани ХІХ — ХХ века. Когда-то прекрасный философ и психолог Карл Густав Юнг отмечал, что каждый человек в своем личном развитии проходить все вехи эволюции, которые преодолевало человечество за тысячелетие своего существования, и только пережив эти уроки прошлого можно дорасти до современности и увидеть, куда нужно идти дальше. Мне кажется, никогда не было много людей, которые почувствовали бы свое время настолько, что могли бы определять его последующее направление, и те вещи, которые ему соответствуют. Я росту к этому.
Галина МЕСТЕЧКИНА:
Из современных украинских авторов меня интересуют те, которые, что называется, на слуху: Лина Костенко, Оксана Забужко, Юрий Андрухович, Людмила Таран, Наталья Билоцеркивец и другие.
Жанна ОЗИРНАЯ:
— Увлекаюсь Юрием Винничуком. Его язык, как по моему вкусу, просто совершенен. Его тексты как наркотик: на них подсаживаешься легко, от них получаешь настоящее, какое-то будто бы запрещенное наслаждение, и они очень четко прорисовывают реальность, о которой говорит писатель. А еще Владимир Сорокин — мой любимый русский писатель. Мне кажется, современной украинской литературе не хватает именно такого Сорокина, который бы клеймил государственников своей мощной физиологической метафорой. Но браться за его книжки советую лишь тем, кто умеет и хочет думать.
— Самое большое ваше книжное открытие 2010 года?
Ирина ЗАВИРЮХИНА:
— Еще не читаное, но уже замеченное. Это книга Владимира Дибровы «Правдиві історії». Интересно посмотреть на тексты нового украинского реализма — пусть и касаются они, скорее, времен начала независимости, чем сегодняшнего дня.
Галина МЕСТЕЧКИНА:
— Неизгладимое впечатление получила от знакомства с драматургией Томаса Стоппарда, английского драматурга чешского происхождения. Его драматургия является оригинальной по форме, философской и познавательной одновременно.
Жанна ОЗИРНАЯ:
— У меня дома есть книга Оксаны Забужко «Музей покинутих секретів», но никак к ней не доберусь. Судя по отзывам, по-видимому, именно она будет моим книжным открытием 2010 года
— Мы все изменяемся, и те вещи, которые были важными для нас еще вчера, сегодня воспринимаются несколько по-иному. Снова и снова перечитывая любимые книги, мы каждый раз открываем новые грани — как в литературном произведении, так и в людях, себе. Были ли в последнее время у вас такие переосмысления?
Ирина ЗАВИРЮХИНА:
— Такие открытия происходят постоянно. Ведь книгу всегда творят двое: читатель в той же степени, что и писатель. Новый опыт иначе заполняет текстовые лакуны, по-новому переставляет акценты. Настроение, мельчайшие детали — как бы чуть ли не прошло времени, текст во второй раз будет читаться иначе. Этот процесс непрерывен, как рост, как сама жизнь. Вероятно, когда я несколько лет подряд буду читать те же вещи с теми же ощущениями, это будет серьезный повод задуматься над тем, не остановилось ли вдруг мое внутреннее время.
Галина МЕСТЕЧКИНА:
— По-видимому, к счастью, во мне еще много чего осталось от детства, хоть прожито более 70 лет и, надеюсь, что в детство не впадаю. Поэтому и вкусы, и интересы, хотя и изменились, но не кардинально. Любимые книги из-за нехватки времени не перечитываю. О новых гранях трудно говорить, но восприятие всего прекрасного, что есть в мире: музыки, театрального, изобразительного и фотоискусства, красоты природы и окружающего мира, заострилось, и потому хочется успеть почувствовать еще больше неповторимость каждого мгновения жизни.
Жанна ОЗИРНАЯ:
— Берусь заново читать классиков. Еще из университета помню, что must read, то есть нужно прочитать Федора Достоевского — это пять его книг: «Бесы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Подросток». Классики — люди мудрые, но почему-то постичь их мудрость я никогда обстоятельно не бралась. В настоящее время исправляю ошибки.
— Сегодня — второй день Львовского Форума издателей. Поэтому вопрос в контексте самого большого книжного события года: если бы вы сейчас презентовали свою книгу на Форуме, какой бы она была? О чем бы вы хотели рассказать читателю?
Ирина ЗАВИРЮХИНА:
— Это была бы книга о Человеке. Красивом и сильном, как во времена Ренессанса, Творце, а не винтике страшного и непонятного механизма государства или вселенной. О внутреннем свете и правде, что важнее, чем внешний почет, и о том, насколько значительный Поступок — оставаться Человеком. Несмотря ни на что. А еще — о любви. Не только романтической, скорее в христианском смысле. И об открытости, доверии миру. Мне кажется, это тот опыт, которого многим сегодня не хватает.
Галина МЕСТЕЧКИНА:
— Она была бы об открытии мира малым ребенком, который всему радуется и удивляется, но, в то же время, чувствует и какие-то угрозы со стороны мира.
Жанна ОЗИРНАЯ:
— Это могли быть жесткие, грубые, шокирующие тексты, которые бы сносили крышу или, напротив, вправляли мозги. Но я действительно не имею достаточно жизненного опыта, чтобы такое написать. Поэтому, по-видимому, это был бы арт-детектив.