Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«После Майдана, Крыма, востока я — оптимистка, но с хорошей памятью»

Писательница и журналистка Галина Вдовиченко — об общественно-политической ситуации в стране, российских коллегах и своем творчестве
31 июля, 2014 - 17:09
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Книги Галины Вдовиченко — образец самой светлой современной прозы. Будучи опытным журналистом, она дебютировала в литературе в 2008 году. С тех пор вышло восемь книг, а роман «Пів’яблука», первый тираж которого разошелся за месяц, был переиздан во второй раз. Чтобы понять, что обеспечивает популярность книгам этой львовской писательницы, достаточно прочитать хотя бы одну. О том, что автор «оптимистической прозы» думает об украинском настоящем, а также о потребности в отечественных послевоенных Хемингуэях и Ремарках Галина Вдовиченко рассказала в разговоре с «Днем».

— Если обратиться к романам «Пів’яблука» и «Інші пів’яблука», ваши персонажи — интересные, незаурядные личности. Что вы «вкладываете» в них от себя? Редактор Галина списана с вас?

— Но в принципе и некоторые черты «шкарпеток» списаны с меня, и некоторые волчьи привычки (имеются в виду персонажи книг «Ліга непарних шкарпеток» и «Тамдевін» — ред.). Автор всегда что-то от себя затягивает в свои тексты. Это неизбежно. Он в своих текстах более откровенен, чем в разговорах с друзьями. Весь как на ладони, даже если пишет далекие от реальности триллеры или романы ужасов. Это как будто плетение из нескольких пасм — одно из собственного опыта, другое от людей, еще одно из воображения. «Гра на багатьох барабанчиках» — вспомнила свою любимую Ольгу Токарчук...

— Стоит ли читателям ожидать третьей части «Пів’яблука»? Вы планируете продолжить этот роман?

— Меня удивляет, когда читатели спрашивают, когда будет продолжение. Оно же, говорю, только полгода как вышло. По-видимому, придется написать впоследствии новую историю о четырех подругах, которым на то время будет лет этак по 60, а может и больше. А что? Я активных женщин пост-постбальзаковского возраста, которые живут с интересной жадностью, нередко встречаю. Одна из них недавно рассказала мне о львовских высотных кофейнях, с которых открываются панорамы на город. Приходят с приятельницами в такие места, заказывают кофе или сок — и наслаждаются разговорами и пейзажами с высоты птичьего полета. Получают наслаждение.

— Над чем сейчас работаете?

— Две детские книжки уже в работе в издательстве «Видавництво Старого Льва». Одна для маленьких детей — такая себе книжка на ночь, послушал и заснул. Гарантированно заснул, проверено — самой, когда вслух читаю, сразу спать хочется. Вторая книжка — об уличных котах, которые оказываются в жилище добродушной женщины. Писала ее еще в домайданный период, а затем несколько месяцев вообще не писалось. Наконец, сказала себе: хватит, работай! Еще и внук напоминал: «Закончила, закончила?» Собралась и дописала — веселую историю о большом кошачьем обществе.

— Ваша проза достаточно светлая, невзирая на то, что вы не обходите вниманием ни проблемы, ни гнетущие жизненные обстоятельства. Вы — оптимист?

— Если соглашаться с тем, что оптимист — это тот, кто, попав между двух зол, загадывает желание, то да, это обо мне. Я до недавнего времени не помнила зла, забывала его. А теперь, после Майдана, Крыма, событий на Востоке, я все равно остаюсь оптимисткой, но уже с хорошей памятью. К тем, кто считает, что украинцы заслуживают наставлений с позиции силы, пренебрежения, права вмешиваться в наши внутренние дела, по-доброму относиться нельзя.

Новые идеи сидят во мне, как семена в огурце. Или залетают с улицы, как тополиный пух. Очень естественно все происходит. Иногда достаточно услышать какую-то фразу или увидеть что-то странное. Неоднократно возникает ощущение, что не так автор идею выбирает, как она его. Вспыхнула и вцепилась в тебя: я твоя, работай надо мной.

— Как писатель и журналист вы, вероятно, не можете оставаться в стороне от последних общественно-политических событий в Украине. Найдут ли они отображение в вашем творчестве?

— Стала за последние месяцы болезненно «новостийно-зависимой», как многие из нас. Полдня не заглянуть в ленту новостей — катастрофа. Был момент, когда меня парализовало, буквально отняло речь от невероятности того, что происходит, я не могла писать даже на болезненные темы, какой-то эмоциональный перехлест произошел. И тогда в кардиологическом отделении, куда попала на лечение, меня озарила мысль. Нужно создать сборник малой прозы от писателей из разных уголков Украины. Пусть там будут светлые, жизнерадостные рассказы — как проявление сопротивления на агрессию. Мы были и остаемся людьми с присущим нам оптимистическим мировосприятием, и никакие агрессоры не в состоянии превратить нас в разочарованных разуверившихся людей. Мы каплю радости увидим где угодно, даже в печали. А захватчик пусть захлебнется собственной желчью.

Когда события очень задевают, пишу колонки в газете. Это, скорее, эмоциональные реакции на настоящее, но в любом случае не аналитика. Я не беру на себя роль эксперта. Есть специалисты, которые занимаются этим глубоко и ежедневно, вот к таким прислушиваюсь, сопоставляю их выводы и прогнозы со своими наблюдениями и мыслями — и делаю определенные выводы. Майдан, Крым, Восток, война, возможно, когда-то и попадут в новые романы и рассказы, особенно Майдан — у многих из нас свой личный опыт Майдана, я даже уже имею определенные идеи, но заранее не хочу говорить. Те впечатления и мысли ждут своей минуты. В литературе действуют определенные законы, иные, чем в отрядах оперативного реагирования — эссеистике. Здесь, на мой взгляд, должно пройти определенное время.

— Сегодня некоторые российские художники, в частности писатели, поддерживают политику Путина относительно Украины и достаточно категорически, даже агрессивно высказываются против украинцев и наших попыток отстоять свою свободу. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

— Я называю их «путанты-подписанты». Помните, то письмо о поддержке позиции Путина по Украине и Крыму? Некоторые фамилии под ним меня шокировали, я же воспринимала этих людей как совесть России, а они оказались ее мочевым пузырем. Пусть некоторые были вынуждены подписать, но остальные резво и возвышенно показали свое шовинистическое нутро. Тем более теперь уважаю других россиян, свободных людей — Юрия Шевчука, Лию Ахеджакову, Андрея Макаревича, Олега Басилашвили, Людмилу Улицкую, Михаила Ефремова... В эпоху Интернета и социальных сетей думающий человек не может заслоняться как бы недостаточной осведомленностью. Бабушка из Тутаева Ярославской области может, потому что она имеет один источник новостей — телевизор-зомбоящик, а известный режиссер или писатель — нет. Будущее народа России не волнует ее правителя, который войдет в историю как герой футбольной кричалки.

— Кроме российских писателей, поддерживающих Путина, есть еще и украинские, которые повторяют слова российской пропаганды о том, что в Украине гражданская война, а наша армия бомбит мирных жителей, и даже опускаются до уровня личностных обид в адрес других литераторов. Речь идет, я думаю, вы уже поняли, о Романе Скибе. Откуда и почему среди украинских литераторов могли появиться такие настроения?

— Можно быть убежденным пацифистом, но в такой ситуации, в которой сейчас находится Украина, вопрос стал ребром, во всей своей жестокой простоте: или мы — или нас. Мы не на кого не нападали, мы в своем доме. А те, кто имеет реальные рычаги влияния на захватчика, те, кто может помочь нам перевести противостояние с военного на экономическое и политическое, давайте, соображайте! Люди гибнут! Путинский режим — не только наша проблема, это глобальное зло, его нужно дожать совместными усилиями. Поэтому не тяните, не делайте вид, что вас это не касается. Доказательств — более чем достаточно, чего вам еще? Каждый день Украина платит заоблачную цену человеческими жизнями, отстаивает не только свою независимость, но и стандарты цивилизованной жизни. На нашей земле сейчас решается, куда повернет европейское будущее... А тот, кто искренне считает, что Майдан — ошибка, что именно он открыл ящик Пандоры, тот путает причину и следствие. 

— Сегодня продолжается острая дискуссия по поводу того, что Форум издателей таки принял решение не приглашать российские издательства и советует украинским не выставлять российскую книжную продукцию. Поможет ли этот шаг развитию украинского книгоиздательства?

— Одно дело отказаться от продажи одиозных книг о российском спецназе или от какого-то глуповатого розового мусора, другое дело — предлагать качественные книги — справочную литературу или переводы мировых новинок, которых в Украине еще нет. От совестливых писателей России, от их реакции на вызовы времени, от честных комментариев о событиях в Украине сейчас пользы намного больше, чем вреда от денег за гипотетически приобретенную книжку российского производства. Здесь нас заносит, я считаю. Но в конце концов хозяевам Форума решать, кого звать к себе в гости, какие издательства. А нам всем — меньше обращать внимание на то, что по любому поводу думает зацикленный на Украине северный сосед.

У нас сейчас появляется потребность в книжках-свидетельствах событий от первого лица. Непременно стоит собрать и издать заметки из Фейсбука луганчанки Елены Степовой, она ежедневно на своей странице пишет о том, что происходит в ее шахтерском поселке. Такая нон-фикшн литература может сегодня пользоваться большим спросом и иметь значительное влияние, потому что наибольшее доверие вызывают рассказы людей о том, как все происходило, на чьей стороне были симпатии местного населения, каким трансформациям подверглись их настроения и прочее. Свои Хемингуэи и Ремарки у нас после этой войны тоже возьмутся писать о том, что пришлось пережить. Вернутся с войны и напишут правду, только бы вернулись поскорей. 

— Что, по вашему мнению, может помочь украинцам преодолеть нынешнюю ситуацию и создать процветающее европейское государство?

— Нам сейчас все помогает, даже трагические события. Хотя иногда кажется, что мы в мире один на один со своей бедой. Мы — я имею в виду гражданское общество. Мы взрослеем, как в сказке, растем как из воды — не по дням, а по часам. В жестких условиях все больше ощущаем себя единым целым, приобретаем новые, сильные черты. Верим в себя. А государство с его аппаратом за нами теперь не успевает. Это один из наибольших вызовов — мы, миролюбивые люди, лишенные гена агрессивности, иногда слишком мягкие и романтичные, вынуждены сегодня под давлением опасностей измениться и вытянуть из дедовских сундуков свою решительность, бескомпромиссность и неустрашимость. Невзирая на присутствие агрессора на нашей земле, мы сейчас свободный народ.

Людмила САЙКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ