В этом году впервые лауреаткой премии имени Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren Memorial Awards) за достижение в литературе для детей и юношества стала шведская писательница — Барбро Линдгрен. Премия была основана шведским правительством в 2002 году в память о «маме» Карлсона и Пеппи и стала наибольшей и одной из самых престижных наград за детские произведения в мире. Призовой фонд составляет пять миллионов шведских крон (около 750 тысяч долларов). На этой неделе в Стокгольме 77-летняя Барбро Линдгрен, автор более сота книг (многие из которых она собственноручно иллюстрировала) получил награду из рук кронпринцессы Виктории.
По приглашению Шведского института и Посольства Швеции в Украине "Дню" удалось взять интервью у Барбро Линдгрен и побывать на церемонии награждения. Она не очень любит общаться с журналистами и вообще — человек непубличный, поэтому нам, нескольким журналистам из разных стран мира, очень повезло. Заходим в живописную гостиницу на берегу Стокгольмского залива, там нас уже ждет писательница. Барбро Линдгрен, как и большинство шведов, хорошо знает английский. Понимает все вопросы, но предпочитает отвечать на шведском с английским переводом. Рядом с ней сидит ее собачка Мими — верный друг, и, очевидно, прототип некоторых персонажей.
«БАБУШКА, О КОТОРОЙ Я ВСЕГДА МЕЧТАЛ»
Седая, высокая, в то же время улыбающаяся и серьезная писательница прежде всего говорит о том, что награды не ждала. Но очень рада ей, в частности, и потому, что премия носит имя Астрид Линдгрен, с которой она была хорошо знакома. Несмотря на одинаковые фамилии, родственных связей между писательницами нет. Еще в далекие 60-е Барбро Линдгрен отправила рукопись своей первой повести Астрид Линдгрен, которая работала редактором. И получила от классика несколько советов: не описывать на одной странице слишком много событий, ограничиться двумя или тремя главными персонажами и не вводить в детскую книгу шутки, адресованные взрослым. «Я решила прислушиваться — и именно это позволило моей первой книге выйти в свет, а меня вдохновило продолжать писать. Это письмо я считаю своим единственным «университетом» по писательскому мастерству», — рассказывает автор.
«Я знала с детства, что стану писательницей. Чуть ли не с пяти лет регулярно вела дневник — и до сих пор продолжаю это делать, — говорит Барбро Линдгрен. — Это помогает мне помнить все детали и чувства в конкретный момент моей жизни. Я люблю перечитывать их и возвращаться во времени». Такая привычка существенно повлияла на творчество автора: критика отмечает, что язык и размышления детей в книгах Барбро Линдгрен невероятно реалистичны, писательница легко передает психологию очень разных персонажей. В ее произведениях юмор сочетается с серьезностью, книги Линдгрен глубоки и затрагивают читателя, независимо от его возраста. Автор выделяет три вида персонажей: людей, природу и животных. Они — центр ее писательских исследований в течение уже почти 50 лет: первая книга Линдгрен «Лето Матиаса» вышла в 1965 году.
Сейчас Барбро Линдгрен пишет мало. «Ведь я уже столько написала — для детей и взрослых, прозаических произведений и поэзии, пьес и статей, — рассказывает она. — Был момент несколько лет назад, когда я четко ощутила, что уже все сказала. Но все равно ежедневно я беру в руки записную книжку и ручку (печатных машинок или компьютеров писательница не признает. — Авт.), что-то записываю. А затем, со временем появляется новая книга». Барбро Линдгрен мало придумывает, а, скорее, документирует то, что ее окружает. «Мои персонажи — это люди, которые встретились на моем пути, и даже если их больше нет, они останутся с нами навечно — в книгах», — рассказывает она.
На вопрос «Дня» о том, как ей удается так продуктивно работать, писательница отвечает: «Главное для меня — чувствовать себя свободной. Я не даю ни себе, ни издателям никаких обещаний, не имею дедлайнов — просто работаю и все. Мое время не отнимает освоение новой техники — компьютеров или смартфонов — мне они уже не нужны. Я не считаю, что должна писать ежедневно: все зависит от того, чувствую ли такую потребность в конкретный момент. Очень вдохновляют встречи с читателями — приятно видеть, что твое творчество любят. После таких событий чувствую себя исполненной сил и энергии творить». Жму руку и улыбаюсь этой замечательной женщине, которая в 77 лет остается такой жизнерадостной. Госпожа Линдгрен спешит на следующие встречи, а потом идет готовиться к вечерней церемонии. Кто-то из журналистов говорит: «Она — бабушка, о которой я всегда мечтал».
«НОВАТОР ВО ВСЕМ»
К нам подходят директор награды ALMA Гелен Сигеланд и председатель жюри Ларри Лемперт. Госпожа Сигерланд рассказывает, что в этом году за премию боролись 238 кандидатов из 68 стран мира. Номинантами становятся не только писатели, но и иллюстраторы, рассказчики историй, а также организации и люди, пропагандирующие чтение. 12 членов жюри активно работают на протяжении года, чтобы определить наиболее достойного, и это — всегда непростой выбор. Гелен Сагерленд настойчиво приглашает украинцев выдвигать своих кандидатов. Ларри Лемперт — это и человек, который звонит победителю с поздравлениями. «Барбро уже давно заслужила эту награду, — рассказывает он. — В решении жюри мы написали о том, что она — новатор во многих сферах. Барбро Линдгрен наново изобрела для нас рассказ в жанре абсурдной прозы, экзистенциальные стихотворения для детей и реалистическую литературу для молодежи».
И вот наконец пришло время церемонии. Вечером пробираюсь сквозь очередь к Стокгольмскому концертному холлу — зал заполнен до отказа. Речи по поводу победы Барбро Линдгрен чередуются с творческими номерами — выступлениями известных шведских актеров и музыкантов, фильмами о писательнице, видео, в котором дети рассказывают о своем отношении к ней. На сцене трижды появляется Эдда Магнасон — популярная шведская певица и актриса, которая просто очаровала аудиторию песнями собственного авторства под аккомпанемент фортепиано. Лауреатку поздравляет министр культуры Швеции Лена Аделсон, наш знакомый Ларри Лемперт, но... все ждут поздравления от другого человека. И вот — мгновение наступило, на сцене — сразу две любимицы Швеции — кронпринцесса Виктория и Барбро Линдгрен. Интересно, что кронпринцесса решила не произносить речь — она поздравляет писательницу лично, вне микрофона. В этот момент гости вечера одновременно поднимаются со своих мест — аплодисменты звучат по меньшей мере десять минут.
...Во время выступления Барбро Линдгрен благодарит и читает свое детское стихотворение — зал смеется чуть ли не после каждого абзаца. Детский писатель должен уметь шутить, даже когда пишет на серьезные темы, — только тогда читатель его полюбит. Именно это ощущение витало в воздухе — любовь и уважение — к писательнице, произведения которой большая часть зала прекрасно знает еще с детства, а теперь читает уже собственным детям и внукам. Остается лишь пожелать, чтобы и наши издатели обратили внимание на нынешнюю лауреатку премии имени Астрид Линдгрен и чтобы в Украине наконец вышел перевод ее неповторимых книг.