Приятно, что в нашей культуре есть множество интересных приключенческих сюжетов, заканчивающихся хеппи-эндом. Об одном из таких рассказывает книга «Беседы с Богданом Осадчуком», вышедшая в издательстве «Дух і літера».
Это перевод нескольких пространных и многотематических интервью, взятых у знаменитого журналиста и политолога украинской эмиграции поляками Базилем Керским, Анджеем Станиславом Ковальчиком и Кшиштофом Заставным. В них Осадчук рассказывает о своей жизни и работе, о тех временах и режимах, которые ему довелось пережить. История Богдана Осадчука — очень яркий пример того, какие приключения ждали человека, хотевшего не просто не погибнуть в жерновах кровавого ХХ века, но и продолжать при этом делать свое дело. Например, заниматься журналистикой и знакомить мир с Украиной.
Богдан Осадчук родился в Коломые в 1920 году, потом жил в Польше. Его семья имела определенные коммунистические симпатии, и однажды Осадчук чуть не уехал жить в СССР. Удержало его лишь характерное поведение представителя советской власти. Во время войны Осадчук работал в украинском комитете Холма, а оттуда поехал в Берлин учиться в университете. Еще в молодости он начал писать в различные украинские и немецкие издания. Избежав собственно военной опасности, по окончании боевых действий в разбомбленном Берлине Богдан Осадчук оказался перед другой угрозой — по оккупированной Германии тогда рыскали специальные советские группы, задачей которых было «возвращение» всех тех, кто во время войны убежал на Запад, в СССР, где «землякам» уже гостеприимно распахнул двери ГУЛАГ. Но Осадчука парадоксальным образом спасла родная Коломыя. Дело в том, что немецкий служащий конторы, выдававшей документы, плохо знал географию и решил, что Коломыя находится в Италии. Поэтому записал Осадчука итальянцем, а их в Советский Союз не «возвращали». Он остался в Западном Берлине и стал журналистом высокого класса.
Еще неоднократно Осадчук доказывал, каким баловнем судьбы он был. То, несмотря на очень серьезную угрозу ареста, умудрялся посещать соцлагерь, то его путал с каким-то своим другом югославский диктатор Тито, и это спасало от неприятного внимания местных спецслужб. Но далеко не только об этом книга «Беседы с Богданом Осадчуком».
В своих жизненных странствиях Осадчук научился наблюдать, анализировать и предчувствовать, завел массу интересных знакомств. Благодаря этому он стал одним из ведущих журналистов, сотрудничал с такими изданиями, как Die Neue Zeitung; Der Tagesspiegel; Neue Zuericher Zeitnug; а также с радио «Свободная Европа» и с немецким телевидением. Осадчук был специалистом по советской тематике, хоть и не жил ни дня в СССР. На первый взгляд это странно, но когда читаешь интервью с ним, становится очевидно: он действительно умеет делать выводы из фактов на расстоянии. Неслучайно именно Осадчук, один из немногих демократически ориентированных наблюдателей, не питал радужных иллюзий по поводу президентства Виктора Ющенко во время оранжевой революции.
Послевоенный Запад не был настроен уделять много внимания Украине, но Богдан Осадчук в своих материалах постоянно о ней напоминал. Вот он, элементарный «секрет», возможно, центральный в книге «Беседы с Богданом Осадчуком»: если ты хороший специалист, твое мнение непросто проигнорировать, даже когда ты «напрягаешь» сознание читателей какой-то там Украиной. И тогда обычные статьи в немецкоязычные газеты оказываются весомее, чем деятельность многих эмиграционных партий и организаций.
Отдельная важная часть книги — рассказ о сотрудничестве Богдана Осадчука с польской эмиграцией. Прежде всего, со знаменитым Ежи Гедройцем и его изданием «Культура». Ведь именно в «Культуре» в значительной степени закладывалась основа украинско-польского диалога, который потом привел к примирению и тесным дружеским отношениям между двумя странами.
Итак, если вам интересен трезвый, толерантный и не без чувства юмора взгляд на отношения Украины и мира, а также жизненные приключения нашего незаурядного соотечественника — непременно прочитайте «Беседы с Богданом Осадчуком». Одно обидно: поляки догадались сделать такое интересное и огромное интервью с нашим деятелем, а украинцы — нет.