Литература, спорт, приключения и восторг от того, как небольшой мешок превращается в цветной воздушный шар — все это о писательнице и спортсменке Ирине Лазуткиной. В этот раз «День» беседовал о философии бега, мотивационной литературе и енотах.
«АЭРОСТАТЫ — ЭТО КВИНТЭССЕНЦИЯ АВИАЦИОННОЙ КРАСОТЫ»
— Твоя книга «Енотик Бо и воздушный шар» раскрывает перед читателями увлекательный мир воздухоплавания. Уверена, что тебя вдохновил реальный опыт, но расскажи, пожалуйста, об этом детальнее: о школе пилотов, приключениях и полетах, рождении идеи книги...
— История енотика Бо началась на самом деле еще задолго до моего знакомства с воздушными шарами. В школьные годы я описывала приключения мальчика, который случайно полетел в Космос, разумеется, себя с ним отождествляя. Толстенная тетрадь на 96 листов с этими фантазиями так и осталась лежать в письменном столе. Но небо и все, что с ним связано, влекло и в дальнейшем.
Я летала на планерах и самолетах, прыгала с парашютом, но самым большим увлечением остались воздушные шары. На мой взгляд, аэростаты — это квинтэссенция авиационной красоты, величия и романтики. Совершив свой первый полет, я решила, что хочу себя с этим связать. Потому что встречать рассвет в небе и наслаждаться закатом солнца в корзине воздушного шара — это ни с чем не сравнимые эмоции.
Превзойти эти ощущения можно, только поделившись ими с другими. Именно для этого я начала учиться пилотировать — чтобы подарить кому-то радость первого полета. Обучение проходило в школе пилотов Киевского воздухоплавательного общества. Больше всего мне нравилось готовить шар к полету, когда он из мешка, который помещается в багажнике, превращался в цветного великана размером с пятиэтажку.
Да и сам полет — процесс не менее захватывающий, ведь дает возможность подняться над земными заботами и медленно плыть среди туч. Как-то мне подумалось, что довольно держать эту магию при себе. Время рассказывать миру о воздухоплавании! Так возникла идея написать детскую книжку, потому что именно детям, мне казалось, лучше всего удастся уловить то настроение, которое меня окутывает, когда я летаю.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ
— С первых страниц понимаешь, что с этими героями не захочется прощаться. Иллюстрации Ростислава Попского просто волшебны. Ира, почему именно Енот? Может, личный зверь-тотем?
— Действительно, Ростислав создавал рисунки, как будто копируя героев из моего воображения. Когда я впервые увидела оригиналы, то была поражена — и общей атмосферой, и вниманием к деталям. Персонажи живые, яркие, каждый со своим характером. Особенно енотик, он именно такой, каким я его задумала, — милый, трогательный, несколько растерянный. Хотя пролистаешь страницу — а тут уже смелый, отчаянный!
Кто хотя бы раз видел енота, тот знает, что эта зверушка спонтанна и имеет взрывной темперамент. Настоящий воздухоплаватель тоже должен был быть именно таким — готовым к любым испытаниям и приключениям. Поэтому, когда я только начала думать о главном персонаже, пришел Бо и сказал: «Это буду я, потому что я классный».
— Ты же уже познакомила с Бо дочь? А какие в целом были отзывы читателей и читательниц?
— Конечно! Кая очень любит Бо, потому большинство ее мягких игрушек — это еноты. А еще у нее колготки с енотом. И на чашке тоже, как ни странно, енот. Для меня три самых приятных момента, связанных с книжкой, это когда я только узнала, что «Видавництво Старого Лева» согласилось ее издать; когда впервые держала в руках авторский экземпляр и когда подписывала книгу для дочки. Я завершала сказку, еще будучи беременной, и все время представляла, как мой будущий ребенок ее будет читать. Поэтому особенно ценными для меня являются моменты, когда она начинает узнавать о дружбе и мечтах именно из моей книги.
Отзывы маленьких читателей — отдельная и огромная радость. Именно ради этого и создавалось все, чтобы редактор, которая одной из первых читала рукопись, призналась: ее сыну так понравилась история, что енотик Бо приснился ночью; чтобы дети ждали презентацию с плакатами, на которых нарисованы воздушные шары; чтобы одна девочка прислала в редакцию настоящее бумажное письмо с просьбой написать вторую часть. Я очень люблю своих читателей. Они искренни и увлечены, это очень заряжает.
ЛИТЕРАТУРА И СПОРТ
— Кроме письма и воздушных шаров, ты еще бегаешь. Какая твоя «философия» бега?
— Моей самой длинной пробежкой был марафон. Я к этому долго шла, настойчиво готовилась. Целью было прожить собственные 42 километра. Ведь дистанция вроде постоянная, но для каждого — это очень личная история, возможность узнать, как отзывается тело, на что оно способно, кроме будничных дел. Когда бежишь — ты абстрагируешься. И даже когда очевидно, что каждая группа мышц работает, мозг — отдыхает. Все в голове становится на свои места, и после пробежки домой возвращаешься уже человеком, несколько отличающимся от того, который вышел из дома. Поэтому для меня бег — это об успокоении, расслаблении, медитации в движении.
— Обычно не принято ассоциировать украинскую литературу и спорт. Но как тема — это очень удачный материал. В двадцатых годах, скажем, малоизвестный украинский поэт Юрий Палийчук в своем стихотворении призывал учиться плавать: «Не умеете — нужно уметь!». Тема спорта то здесь, то там проскальзывала в текстах разных авторов, а вот сейчас Фоззи не один роман посвятил футболу. Не думала ли ты поработать с этим еще, возможно, не только для детей, под другим углом?
— Придерживаюсь мнения, что важно писать о том, чем занимаешься и какими навыками владеешь. Потому что это возможность делиться ценным опытом и вдохновлять. Мне было бы интересно создать что-то о воздухоплавательном спорте, ведь полеты на воздушных шарах — это не только развлечения, это и соревнование, и уникальные чемпионаты со своим неповторимым драйвом.
Как-то я была членом летного экипажа на одном из таких соревнований. Это был Кубок Украины по воздухоплаванию «Золотая омега», и мне посчастливилось быть в команде известного пилота-рекордсмена Сергея Скалько. Массовые старты аэростатов со всей страны, необычные задания, которые нужно выполнить во время полета, и даже экстремальная посадка — было очень насыщенно. В воздухоплавании можно черпать множество идей для вдохновения.
СПОСОБ РАЗБУДИТЬ В СЕБЕ КРЕАТИВЩИКА
— Ты любишь мотивационную литературу? И если да, то какие книги или советы тебе помогали или, наоборот, вредили? Если бы ты писала такую книгу, то о чем?
— Мотивационную литературу люблю, но очень избирательно и дозировано. Например, если говорить о спорте, то прекрасно стимулировала в свое время книга Харуки Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге». Этот текст Мураками не похож на другие его произведения. Здесь он рассказывает об ультрамарафонах и через эти зарисовки изображает себя человеком, который живет, работает и проходит путь творческого становления. Очень вдохновляет, когда ты только получаешь свою первую медаль финишера полумарафона, а у автора уже тысячи километров за спиной, и он делится с тобой самым сокровенным.
Так сложилось, что в наше время даже для здорового питания нужна мотивация. Мне ответственность за собственное здоровье в свое время очень помогла взять книга Джина Стоуна «Вилки против ножей». Замечательно наводит порядок в желудке и голове.
А что касается активизации творческих навыков, то в основном я выбираю быстрые мотиваторы наподобие «Кради как художник» Остина Клеона. Люблю вдохновение в концентрированных дозах, чтобы не вчитываться месяцами, а пролистать быстренько и разбудить в себе креативщика.
Если бы сама писала подобную книгу, то это было бы что-то о поиске гармонии внутри себя и в семейном кругу. Но это не для общественности, а, скорее, опять в ящик, для проживания моментов и самопознания через письмо.
— Книжный ТОП-5 от Ирины Лазуткиной?
— Джонатан Фоэр «Вот я». Коллекция маленьких деталей одного развода с вкраплениями размышлений о месте евреев в современном мире. Произвела впечатление надолго. Но если планируете знакомиться с Фоэром, то лучше начинать с его предыдущих произведений.
Клариса Пинкола Эстес «Женщины, которые бегут с волками». Очень важная для меня книга о том, как не потерять женскую сущность среди многочисленных стереотипов, навязанных обществом.
Ханья Янагихара «Маленькая жизнь». Болезненный монолог мужчины, чье детство было искалечено сексуальным насилием. Тема тяжелая, текст пронизывает насквозь.
Фредрик Бакман «Моя бабушка просит ее простить». История поразила особым шармом переплетения сказки и реальности. Здесь живет маленькая девочка, которая заставит вас смеяться сквозь слезы.
Дмитрий Лазуткин «Артерия». Актуальная поэзия с мощными образами, которая откликнется каждому.