Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С вниманием — к каждому пейзажу

30 июня, 2011 - 20:25

Новая книга Сергея Грабаря «Метаморфозы» (серия «De Profundis» издательства «ГРАНI-Т») возвращает нас к если не совсем забытому, то и не самому популярному в современной украинской литературе жанру очерка. Очерку историческо-краеведческому и путеводительному.

Первая и большая часть «Метаморфоз» посвящена Киеву. Его достопримечательностям и фигурам. Например, немало здесь рассказано о Лавре и ее монахах, есть также очерки об архитекторе Меленском. О такой неотъемлемой части каждого большого города, как вокзал. А также о трамвае — старинном атрибуте урбанистики во всех цивилизованных странах, отражающем дух, стиль, культуру города, а вот у нас — почему-то «лишнем»: достаточно вспомнить радикальное сокращение линий в Киеве и Харькове в последние годы или полное уничтожение трамвая в Черновцах в советское время.

Название второго раздела говорит само за себя: «Страны». Правда, Сергей Грабарь описал не так много стран — две. И обе не только не из «громких» и «модных», они еще и образцы территорий с некими «замороженными конфликтами». Это Северный Кипр и Азербайджан. Автор не только рассказывает о впечатлении от этих стран, об их истории и культуре — в подтексте также недвусмысленно вырисовывается предостережение на будущее — беречь тот несовершенный мир, который до сих пор удавалось сохранить нашей стране. При этом Грабарь не чужд того, чтобы прямо или косвенно высказать, на чьей стороне его симпатии в обеих мрачных конфликтных историях.

«Метаморфозам» не откажешь в стильности самого текста. Важно и то, что автору хорошо удается четко и ясно передать достаточно большие массивы важной и часто очень интересной фактической информации (например, о храмах солнцепоклонников в Азербайджане — кто у нас знает об этом?). Он, с одной стороны, не растворяется в лирических отступлениях под влиянием сиюминутного настроения, а с другой — Грабарь четко и цепко ловит и передает дух времени и мест, о которых идет речь, диалоги его персонажей содержательны и характерны. Общая линия очеркового рассказа время от времени перерывается своеобразными зарисовками, своеобразными фантазиями и впечатлениями, реконструкциями из других эпох — эти отрывки не такие стройные и содержательные, как основной рассказ, хотя и «атмосферные». А в одном месте, где речь идет о Кипре, в роли такого лирического отступления появляется стихотворение, очень ритмичное и пейзажное, благодаря которому читатель может составить себе представление и о Грабаре-поэте.

Лично я порекомендовал бы читать эту книгу во время какого-либо путешествия или перед ним. Ведь «Метаморфозы» вдохновляют на познание, на внимательное отношение к окружающим пейзажам. Хотя, с другой стороны, ехать куда-то далеко вовсе не обязательно. На фоне низкого в общих чертах уровня культуры для нас нет предела совершенству — хотя бы в том, насколько хорошо мы знаем ближайшие территории, соседние улицы, историю местности, в которой живем. И здесь Сергей Грабарь тоже может в чем-то помочь.

Олег КОЦАРЕВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ