В свете последних общественно-политических событий в Украине символическое значение приобретают художественные произведения, написанные на национальной почве, с элементами анализа и своеобразных предвидений — особенно, если последние в определенной мере сбываются. Романы известного политолога и по совместительству писателя Константина Матвиенко можно отнести именно к таким литературным приобретениям. Сегодня он — автор пяти романов, — четырех из цикла «Крізь брами українських часів» (2008—2011гг.) и нового «Відлуння у брамі» (2013 г.). В произведениях Константина Матвиенко Украина оказывается между Западом и Федерацией, а герои пытаются спасти ее от соседских посягательств. Студенты, подростки-сироты, звезды шоу-бизнеса, прокуроры и мифические существа — это далеко не полный перечень персонажей, которые действуют на страницах его книг. Вместе с тем общественно-политический анализ украинского прошлого и настоящего, образы политиков, шпионов и работников СБУ напоминают о том, что автором этого фантастического коктейля является политический эксперт.
— Константин, почему из всех жанров вы выбрали фэнтези с элементами социального конструктивизма?
— Мне казалось, что именно этого не хватает в украинской литературе. Когда я начинал писать, то осознал, что в произведениях украинских фантастов нет ничего собственно украинского — декораций, социума. Все они было российскими или польскими, но не украинскими. Хотя у нас богатейший материал — исторический, мифический, современный, социальный. И даже события, которые мы переживаем ныне, — это драматургия, достойная Шекспира — по силе страстей, сюжетам. То есть Украина дает невероятно сильные общественные движения, которые, по моему мнению, не находят достойного отражения в современной украинской литературе. Поскольку я ориентируюсь на молодого читателя, добавляю к фэнтези элементы приключенческой литературы. Первую книгу издал на собственные средства, но она окупилась. Все следующие выпустил уже в сотрудничестве с издательствами.
— Никогда не возникало искушения писать на русском языке или без привязки к Украине?
— Нет, потому что я с самого начала хотел популяризировать именно украинское. Сначала, правда, пытался экспериментировать с двуязычностью — в первых книгах негативные герои разговаривают на русском языке. Но в конечном счете я отказался от этой идеи.
— В ваших книгах воплощением зла, своеобразным Мордором для украинцев является «соседняя федерация». Аналогия с нынешней ситуацией напрашивается сама собой.
— Я давно говорил о том, что со стороны России относительно Украины имеет место даже не красный, а черный уровень угрозы. Россия действительно составляет огромную опасность не только для Украины, но и для всего мира. Это мое виденье, его выражаю в книгах. В последней — самодержец соседней федерации имеет цель уничтожить Украину.
— Тогда вопрос к вам как к политическому эксперту. Какие шаги стоит предпринять украинской власти сегодня, чтобы, по крайней мере, ослабить эту угрозу?
— В кратковременной перспективе — закрыть границы, ввести визовый режим с Россией, максимально отказаться от ее энергоносителей, поставить вопрос о выведении Черноморского флота. В дальнейшем следует разрешать все споры на основе уважения к безоговорочному суверенитету и территориальной целостности обеих сторон, на взаимовыгодных экономических принципах. Однако такое сотрудничество возможно лишь тогда, когда российское общество достигнет того уровня развития, который мы наблюдаем сегодня в Украине. Убежден, что украинское общество более развитое, культурное. Возможно, это прозвучит несколько парадоксально, но я считаю, что уровень жизни в Украине выше, чем в России! Что уже и говорить о способности к самоорганизации и общественной ответственности — Евромайдан показал, что Россия, безусловно, отстает от Украины.
— Сегодня нередко приходится слышать, что в Украине нет достойного лидера, который смог бы привести ее к необходимым переменам...
— Украинское общество слишком зрелое, поэтому менеджмент лидерского типа оно уже переросло. Мир сегодня насыщен очень большим количеством информации, а время идет быстро — один человек уже не может быть лидером во всех процессах. С другой стороны, украинцы не слишком склонны к командной игре — у нас распространена конкурентность, большие амбиции. То, что в Украине нет одного лидера — естественно. Возможно, он и не нужен — должна быть команда из нескольких лиц.
— С самого начала Евромайдан ассоциировался у многих с оранжевой революцией. Какие ошибки допустила новая власть тогда и какие из них возможны ныне?
— Тогда власть восприняла колоссальный уровень доверия Майдана как что-то естественное. Они почему-то решили, что смогут использовать этот ресурс вечно. Зато их мотивации прийти к власти были абсолютно меркантильными и циничными, поэтому в результате получили разочарование. Я называю это прививкой подлостью, которую обществу сделал Ющенко. К сожалению, такие же ошибки власть может допустить и ныне — не допустить их должен Майдан. Хорошо, что он сегодня не расходится, потому что в первых кадровых назначениях, в первых шагах новой власти (хотя какая она новая!) мы уже видим прежние ошибки — коррупционные схемы, торговлю должностями и тому подобное. Сегодня в Украине есть настоящее гражданское общество. Майдан одновременно — его функция, проявление и результат деятельности... Вопрос в другом — сможет ли это гражданское общество сформировать власть соответствующего качества? Будет ли власть отвечать качеству самого общества? Здесь все сложнее, потому что она сопротивляется, манипулирует, врет... Но, я думаю, мы на правильном пути.
— Образ украинского общества в вашей последней книге «Відлуння у брамі» достаточно неоднозначный. Создается впечатление, что даже настоящие патриоты — казаки-характерники — не понимают до конца, к чему может «докатиться» эта страна.
— Когда люди выходили на Майдан, они, конечно, не знали, к чему это приведет. Так же и мои казаки-характерники не до конца понимают, как все происходит. Герои книги обладают удивительными способностями, подаренными им высшими силами. Майдану же никто ничего не дарил. По людям стреляли, но они показали героизм, самопожертвование, доброту — это звучит пафосно, но это действительность, которую мы таки не до конца осознаем. Скорее — чувствуем.
— На какие черты нашего национального менталитета стоит опираться, чтобы, с одной стороны, стать действительно процветающим европейским государством, а с другой — не потерять собственную идентичность?
— Идентичность, прежде всего, детерминируется языком. Что же касается черт, то они могут быть разными. Когда человек просыпается утром, он еще не знает, что днем может стать героем — просто идет и делает, что должен делать, а затем оказывается, что его поступки были героическими. У нас смелость, доброта, способность к самоорганизации, сопереживанию и сочувствию — эти черты нужно развивать. Проявлений жадности или низости лично я на Майдане не замечал.
— Лягут ли последние события, возможно, творчески обработанные, в основу вашего нового романа?
— Это очень ответственно, потому что Майдан — такое вселенское явление, общественное движение, что даже не знаю, может ли писатель моего уровня за это браться. С другой стороны, не уверен, есть ли вообще литератор, который сможет справиться с этой задачей. Я стоял на Майдане все это время, но все равно почувствовал его лишь фрагментарно — постичь его полностью, по-видимому, невозможно. Достаточно ли этого, чтобы положить Майдан в основу сюжета? Я пока не знаю.
— Два слова о творческой мастерской. Как работаете над наполнением книги?
— Абсолютно по-хулигански. Скажем, мне нравится слово «утро», я его пишу. Второе слово появляется после того, как напишу первое. Представьте, когда начинал свою первую книгу, у меня не было даже сюжетного замысла, вообще ничего не было — просто начал писать первый роман со слова «утро». Потом мне захотелось продолжения — так возникли вторая, третья, четвертая книги из серии «Крізь брами українських часів». Пятая книга возникла по-другому. Я не дописал до конца рассказ «Курваль» и решил сделать эксперимент: подарить начало рассказа автору, который его закончит. Объявили конкурс в Днепропетровске, но результаты меня не устроили. Объявили еще один конкурс на фентезийный рассказ, обязательно с днепропетровскими декорациями — в этот раз было много хороших работ, авторы получили награды. Однако «Курваля» мне все же пришлось дописывать самому, и в процессе работы рассказ перерос в роман.
— Над чем работаете ныне?
— Я уже написал две трети нового романа, но название пока не разглашаю. Произведение на совсем новом материале, события происходят на другой планете. По жанру это — политическое фэнтези, детектив, с элементами мистики.
— Какой вы представляете свою читательскую аудиторию?
— Я пытаюсь постоянно общаться с читателями, учитывать их замечания. Раньше я думал, что по возрасту моя аудитория не может быть младше 15 лет, но, оказывается, есть даже девятилетние, однако они акселераты — намного лучше информированные и умнее, чем были в этом возрасте мы. В целом я не до конца представляю своего читателя. Для меня важно, чтобы книги были интересными, прежде всего, мне самому.