Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Современная проза о «золотом веке» в селе

Сергей Осока представил книгу идиллических и депрессивных историй
9 сентября, 2016 - 11:44

Среди прозаических украинских новинок сезона «лето-осень» стоит обратить внимание на книжку с романтичным названием «Нічні купання в серпні». Написал ее полтавский автор Сергей Осока, раньше известный как один из интересных современных поэтов, а вот теперь уже и прозаик.

«Нічні купання в серпні» — сборник рассказов и новелл. Несхожие по сюжету и стилю, они объединены главным героем-рассказчиком и общим настроением. Это воспоминания молодого мужчины о днях и месяцах детства и юности, проведенных у родственников в селе на Полтавщине. С соответствующей амплитудой — от пасторально-идиллических до депрессивных эмоций. С типичными и очень хорошо узнаваемыми для большинства читателей историями. Здесь вы встретите рыбалку с ее особенной субкультурой, народные обряды, «золотой век» детских лет при бабушке, первые амурные приключения главного героя, а также приключения алкогольные, путешествия и прогулки, природу и много другого. Но, конечно, и давление замкнутой жизни в сельской громаде, ущербный консерватизм, глубокий социальный упадок села, семейные конфликты, трагические финалы тихих и громких страстей (например, сдержанные ухаживания с музицированием в саду, которые закончились убийством из-за ревности).

Иначе говоря, перед нами — объемная картина жизни в селе постсоветской Украины (преимущественно девяностые и двухтысячные годы). Жизнь в чем-то буколического, в чем-то нестерпимого. Сергей Осока четко видит как преимущества описываемого им пространства, так и недостатки. Но в обоих случаях пишет о них очень эмоционально, даже сентиментально (кое-где и не без избыточности). То есть, берясь за книжку, нужно быть готовыми и к светлым эпизодам, и к весьма болезненным моментам.

Обращение «литературного внимания» к селу в двадцать первом веке — это интересно. Ведь сельская часть жизни сегодняшней Украины часто остается в тени или отдается на откуп малоинформативным стереотипам. Тем более важно, когда писатели берутся передать дух, слова и реалии. Стоит отметить и внимание автора «Нічних купань в серпні» к сугубо культурологическим вопросам. Осока изображает концептуально-яркий момент, когда поломанные, модифицированные и деформированные в двадцатом веке элементы традиционной украинской народной культуры вступают в контакт с тенденциями современными, «постмодерными». И, похоже, писатель вовсе не считает, будто такой контакт является смертельным для архаики. Скорее, идет речь о новом синтезе. И о том, как «поколение детей», что было в лучшем случае безразличным к сельским артефактам, изменяется «поколением внуков», у которых культурные практики села опять начинают вызывать интерес.

Все это, кстати, — темы, плодотворные не только для художественной литературы. Они нуждаются и в культурологических, исторических, социологических исследованиях, осмыслениях, обобщениях. Да и лингвистических или социолингвистических тоже — как, например, сегодня чувствует себя знаменитый «полтавский диалект»? Некоторые его элементы довольно обильно присутствуют в прозе Осоки, напоминая о, мягко говоря, неполноценности «западно-восточного» измерения языковых (а также культурных и политических) дискуссий, когда в них не учитывается ключевая, главная роль Центральной Украины.

Сергею Осоке не совсем ожидаемо удалось объединить в своей книжке разнонаправленные тенденции современной прозы. Скажем, одни рассказы или новеллы «Нічних купань в серпні» принадлежат к тому весьма распространенному сегодня стилистическому типу, в котором эмоциональное напряжение сентиментального или приключенческого характера сочетается с очень четко и просто выписанным сюжетом, с реалистичными эффектными диалогами. Другие же погружены в загадочную атмосферу смещенных смыслов, фонетических и ритмичных орнаментов, сгущенной образности, которая значит здесь больше самого сюжета, темы и героев. Такая стилевая разнообразность свидетельствует только в интересах писателя. Она не только потенциально способна расширить круг благодарных читателей, но и недвусмысленно намекает на возможность последующего интересного и яркого развития творчества Сергея Осоки.

Олег КОЦАРЕВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ