Историки Одесского национального университета имени И.И. Мечникова объяснили исключительное значение «второго эшелона» украинского политикума 1917—1920 гг.
Современное украинское общество пока только приближается к пониманию: освободительная война в Украине 1917—1920 гг. является неотъемлемой составляющей в эволюции становления украинской государственности. Мы до сих пор не пришли даже к признанию настоящей заслуги тех, кто с легкой руки советских идеологов превратился в «контрреволюционеров», хотя в действительности эти люди противостояли угрозе, которая не гнушалась даже разорением монастырей.
Тайны украинской освободительной войны 1917—1920 гг. всплывают на поверхность общественных дискуссий прежде всего благодаря титаническому труду историков и художественному осмыслению этих событий писателями (одно из самых громких таких осмыслений — «Черный Ворон» Василия Школяра). Хотя этих «точечных усилий» для массового уровня, конечно, не достаточно. К тому же, если тема освободительной войны на территории Центральной Украины, таких областей, как Черкасская, Сумская, Кировоградская, Киевская относительно раскрыта, то представление о «самостийниках» Юга Украины, роль которых в Украинской революции трудно переоценить, известна, к сожалению, немногим.
Интересные биографические очерки об активных украинцах Юга находим в книге «Черноморская волна Украинской революции: проводники национального движения в Одессе в 1917—1920 гг.» (Одесса: ТЕС, 2011) — совместной работе пяти историков — Тараса Винцковского, Александра Музычко, Вадима Хмарского, Анатолия Мисечко и Тараса Гончарука. Как мы уже отмечали в предыдущих номерах «Дня», книга, изданная научными работниками кафедры истории Украины Одесского национального университета им. И.И. Мечникова, призвана заполнить пробел в осознании безоговорочной роли Юга в Украинской революции.
«Черноморская волна...» — это не учебник истории, но серьезный и интересный труд, который содержит уникальные материалы о политиках, военных, теоретиках общественно-политических наук, деятелях культуры, историках, публицистах, богословах и врачах. Многих из них мы вспоминали, рассказывая читателям «Дня» об Одессе как о городе «самостийников» и мировоззренческом центре Украинской революции (см. «День» №112-113 от 1 июля 2011).
«Особая роль «южной жемчужины» в революции определялась рядом факторов, — объясняют авторы в «Интродукции», то есть вступительном слове к книге. — Это и численность населения, и наличие экономической потуги в виде порта, разнообразных промышленных предприятий, прилегающих развитых сельскохозяйственных округов, и близость к фронтам Первой мировой войны... Был еще один не менее важный фактор. До революции в городе проживала и активно действовала украинская община, наиболее известные представители которой проявили себя не только в Одессе, но и на других территориях обеих империй. Среди пахарей почвы для развертывания Украинской революции в Одессе следует вспомнить прежде всего отца-основателя местной украинской общины Л. Смоленского и его единомышленников О. Андриевского, Д. Сигаревича, украинофилов, преподавателей высших учебных заведений — А. Маркевича, П. Иванова, И. Бондаренко... Своеобразной школой украинства почти для всех героев этой книги стала одесская «Просвіта» 1905—1909 гг. и ее преемники — «Одесский украинский клуб» и «Українська хата».
Термин «мезоэлита», который используют историки в книге, является характерным для державотворящих процессов 1917 года и системы властных отношений того времени. Чтобы лучше понять роль одесских проводников Украинской революции как неотъемлемой части социума, стоит привести такую красноречивую цитату: «По мере развертывания державотворящих процессов в течение 1917 г., и в меньшей степени позже, именно бывшие члены этих организаций («Просвіта», «Одесский украинский клуб» и «Українська хата». — Ред.) не только принимали участие в перестройке органов власти, военных, научных, образовательных, церковных или других украинских институций, но и стали инициаторами их создания, выполняя функцию этих невидимых кирпичей, из сочетания которых возникает больший фундамент, который зовется Государство. Для них, самых больших подвижников украинского национального движения во всех его проявлениях, наиболее точно, по нашему мнению, подходит термин, который иногда используется в научной литературе, — «мезоэлита». То есть серединная элита, так сказать провинциального истеблишмента, без которого любые усилия центральной власти/проводников/элиты оказались бы напрасными».
Эта книга важна не только для южных регионов, но и для всей Украины, ведь издание является очередной попыткой (что принципиально важно — научной!) развеять стойкий миф о южной Украине как «генетически пророссийском пространстве», а, следовательно, действенно поддерживает украинскую Соборность.