Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Утраченное и призабытое

Михаил Хай исследует сокровища этномузыки
18 мая, 2012 - 12:10
АНСАМБЛЬ ДРЕВНЕЙ МУЗЫКИ «ХОРЕЯ КАЗАЦКАЯ» ИСПОЛНЯЕТ МУЗЫКУ ЭПОХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, РЕНЕССАНСА, БАРОККО, КЛАССИЦИЗМА, РОМАНТИЗМА И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХХ ВЕКА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В настоящее время Михаил Хай — доктор искусствоведения, заведующий отделом этномузыкологии Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины, член Национального союза композиторов Украины. На его счету — сотни научных и публицистических статей, посвященных проблемам музыкальной регионалистики, этноорганологии и кобзарництва. Он — автор музыкально-этнографических исследований «Музыка Бойковщины», «Украинская инструментальная музыка устной традиции», «Украинская лира». При его участии реализовываются уникальные издательские проекты «Украинская музыкальная энциклопедия», «История украинской музыки», «Региональная антология украинского музыкального фольклора».

Новым этапом в многолетней научно-художественной деятельности Михаила Хая стало выдвижение его книги «Музично-інструментальна культура українців (фолкльорна традиція)» на соискание Шевченковской премии. Это уникальное издание можно назвать своеобразной музыкальной энциклопедией.

Автор делает анализ музыкально-инструментальной культуры украинцев (экскурс в историческое прошлое, в частности, когда Украина находилась в составе Российской империи, во времена зарождения зловещей Погодинской доктрины). Именно Михаилу Погодину — российскому историку, профессору Московского университета —принадлежит теория о том, что якобы Киевская Русь была колыбелью трех «братских» славянских народов — русского, украинского и белорусского. Слово «братских» не случайно взято в кавычки, потому что сама история взаимоотношений между русским и украинским народами, в меньшей степени между украинским и белорусским, базировалась лишь на подчинении на протяжении прошлых веков народов, которые жили южнее Московского царства, да еще на желании правящей верхушки московитов любой ценой поглотить, растворить и ассимилировать украинский этнос, который отличался собственным языком, бытом, верованиями. В таких условиях культура украинского этноса, в частности музыкальная, испытала крайне тяжелые деформации и огромные потери на протяжении XVII—XIX веков. К такому неутешительному выводу приходит автор буквально в каждом разделе книги «Музично-інструментальна культура українців (фолкльорна традиція)».

Читатель узнает, что нынешние традиции в инструментальной музыке украинцев сохранились благодаря подвижническому труду таких исследователей отечественной этномузыкологии, как Николай Лисенко, Иван и Филарет Колесса, Игнат Хоткевич, Климентий Квитка. Каждый из них закладывал фундамент будущей науки о традиционной инструментальной культуре украинского народа, собрал уникальные материалы о старинных музыкальных инструментах, записывал тысячи фольклорных произведений, характерных для разных местностей, описывал ареалы распространения, по большей части среди сельского населения, таких популярных музыкальных инструментов, как бандура, кобза, лира, скрипка, свирель, цимбалы, торбан.

Упомянуто в книге немало исследователей и их последователей, активная деятельность которых пришлась на прошлый век, — Н. Гринченко, С. Грица, В. Кушпета, П. Демуцкого, З. Штокало, А. Гуменюка, И. Мациевского. Это они фактически сформировали киевско-львовскую научную школу, представители которой, начиная с 1960-х годов, в противовес московско-ленинградско-санкт-петербургской научной школе, настойчиво отстаивали концепцию собственного понимания аутентичности инструментальной традиции украинцев. Более того, именно эти отечественные искусствоведы, по мнению автора, в сущности, причастны к демонтажу так называемой теории заимствований, запущенной в обиход в позапрошлом веке несколькими великодержавными этнографами. Согласно этой теории, все традиционные инструменты, распространенные в Малороссии, якобы были заимствованы когда-то украинским народом у персов, тюрков, московитов, поляков. С не меньшей энергией преодолевали украинские исследователи последствия ждановско-сусловской доктрины о народном художественном творчестве трудящихся масс.

Для того, чтобы убедительно передать быт украинцев на протяжении XVII—XIX веков, а также выдающуюся роль в духовной культуре самых разнообразных старинных музыкальных инструментов на восточных, центральных и западных территориях Украины, Михаил Хай органично вмонтировал в текстовую часть книги характерные фрагменты из художественных произведений классиков украинской литературы — Тараса Шевченко, Михаила Коцюбинского, Ивана Нечуй-Левицкого, Панаса Мирного.

Длительное время отечественные исследователи традиционной музыки и народных музыкальных инструментов, особенно в советские времена, не могли из-за запретов независимо изучать творчество той же маргинальной общественной прослойки. Этой проблеме в книге посвящен целый раздел под названием «Вміст і зміст сороміцького елементу в українському танцювально-приспівковому фолкльорі як вияв національного характеру виконавського середовища (до проблеми формування інструментального кічу)». Автор констатирует, что в последние десятилетия произошло тотальное наступление кичевой вульгарно-грубой, «заборной» лексики и ее проникновение в повседневный быт украинцев.

Михаил Хай с научной точностью зафиксировал тысячи образцов украинской инструментальной музыки — пастушьей, обрядовой, ритуальной, календарной, танцевальной. А еще основал капеллу аутентичной инструментальной музыки «Надобридень», также он является одним из инициаторов возрождения кобзарского движения в Украине. Играя на двух десятках народных музыкальных инструментов, М. Хай постоянно гастролирует с концертами по городам и селам Украины, на которых можно услышать старинные народные думы, былины и песни духовного и светского содержаний. В сущности, таким образом он демонстрирует образцы сочетания теории с практикой.

Из труда Михаила Хая «Музично-інструментальна культура українців (фолкльорна традиція)» можно узнать об исследованиях, которые касаются классификации украинских народных музыкальных инструментов. Искусствовед провел огромную работу, не одно десятилетие отыскивая в отдаленных уголках Украины почти утраченные старинные инструменты. А найдя единичные аутентичные экземпляры, скрупулезно описал их форму, конструкцию, способ игры, репертуар, манеру исполнения. Применяя, например, классификацию музыкальных инструментов, предложенную немецкими музыковедами Горнбостелем и Заксом, Михаил Хай систематизировал украинский народный инструментарий, выделив такие основные группы: народные идиофоны (самозвучные); народные мембранофоны (перепончатые или мембранные); народные хордофоны (струнные); народные эрофоны (духовые). Многим интересно будет узнать о том, что, скажем, цимбалы, которые по популярности ничем не уступали во все времена другим народным инструментам — скрипке и свирели, — видоизменяясь, распространились на территории Правобережной и Левобережной Украины.

Свой труд Михаил Хай заканчивает на оптимистической ноте. Он искренне верит в Ренессанс древних украинских традиций. И должно наступить то время, когда в домах украинцев будут раздаваться родные напевы, нежные мелодии, гимны славе и героизму доблестных предков.

Тарас ГОЛОВКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ