Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Важно не то, сколько книг издают, а сколько покупают и читают»

Несколько аспектов одной проблемы, которая касается не только тиражей
26 мая, 2013 - 15:52
ЧИТАКА ОБЫЧНЫЙ, ГОРОДСКОЙ. РЯД ОБЩЕСТВЕННОТРАНСПОРТНЫЕ. СЕМЬЯ СТОЛИЧНЫЕ. ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ — СОКРАЩЕНИЕ ПРИЕМЛЕМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ, А САМОЕ ГЛАВНОЕ — ИНТЕРЕСА К КНИГАМ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Закономерность между количеством прочитанных книжек и ВВП прямопропорциональна: у общества, для которого важна культурная и духовная сфера, более высокие требования к своей стране, и как следствие — оно успешно отстаивает собственное право на качество уровня жизни.

На прошлой неделе во вторник, 15 мая, состоялись, а лучше сказать, провалились парламентские слушания по вопросу развития украинского книгоиздания: в зал соизволили явиться... аж 15 депутатов. Невероятная солидарность — и не там, где нужно. Иные, вероятно, были озабочены тем, как бы эффектнее скомпрометировать другую политсилу, а заодно и себя, или же, как лучше пустить пыль в глаза. В весьма «милой» ситуации оказались писатели, издатели, общественные деятели, литературные эксперты: их пригласили на эти слушания и вместе с тем оставили «с носом». По словам очевидцев, они возмущены тем, что депутаты проигнорировали встречу, причем крайне неприятно поразило отсутствие профильных вице-премьеров и руководителей министерств, за исключением разве что Госкомтелерадио.

Или же еще «градус температуры» — немало людей заволновалось из-за платных билетов на Книжный Арсенал. Чтобы попасть на концерт, например, Насти и Потапа, нужно заплатить 120—350 гривен. Арсенал стоит 20, и это не учитывая многочисленных льгот. Интересно, где будет более высокая плотность людей на квадратный метр? И кстати, еще не забылась история из ех.ua, которая показала, сколько стоит «шара». Между тем, согласно результатам локального опроса на страницах и на сайте «Дня», подавляющее большинство опрошенных готово поддержать гривной качественную отечественную книжку.

Вот только опять конфуз — теперь уже с системой книгораспространения: новинкам очень сложно попасть, как в библиотеки, так и в книжные магазины, и особенно в городах с небольшим количеством населения.

Вместе с тем, инициатива, которую проявляют общественные деятели, действительно стоит уважения. Почему ситуация не выходит за рамки обсуждения в профессиональных кругах и как найти выход из ситуации, которая сложилась? «День» спросил у людей, которые имеют непосредственную связь с украинской книгой.

Александра Коваль, президент ГО «Форум видавців», считает, что проблема значительно глубже, чем кажется:

«Самое важное не то, сколько книжек издается, а сколько покупается и читается. Мы для того и задумали «Форум видавців», потому что надеялись, что к нам присоединятся маленькие общественные организации, люди других профессий, которые должны бы быть заинтересованы в издании книжек не меньше издателей, а именно: библиотекари, преподаватели и в конечном итоге — родители малолетних детей, которые бы хотели, чтоб их дети получили лучшее образование и как следствие — лучшую жизнь в будущем. Но этого не случается. Несмотря на усилия, которые мы прилагаем, количество посетителей Литературного фестиваля не увеличивается, а уменьшается. Во Львове, например, 20 тысяч студентов. Из них «Форум видавців» посещает не больше 6-7 тысяч. Это очень низкий процент. Потому что в Лейпциге, где более 500 тысяч жителей (во Львове почти 780 тысяч), Лейпцигскую ярмарку и Литературный фестиваль посещают 165 тысяч человек. Корень проблемы, во-первых, кроется в том, что у нас нет хорошей традиции потребности в культурной компетентности. Это означает незаурядную ориентацию во всех общественных, культурных, научных процессах, которые проходят в современном обществе, а также хороший уровень знаний по истории. Во-вторых, наша школа не воспитывает в учениках стремление получать дополнительные знания. Она не мотивирует детей учиться самостоятельно, мыслить и принимать решения, выдвигать гипотезы и отстаивать их. Все эти умения приходят вместе с навыком чтения больших массивов текстов и их обсуждений. Также к этому всему не готовы родители — только 8% читают вместе со своими детьми книжки. В дополнение — коррумпированная страна, отсутствие социальных лифтов, невозможность благодаря своим знаниям и умениям получить жизненные преимущества в конкурентной борьбе на рынке труда. Нужно снять розовые очки. То, что много читает, например, большинство наших знакомых, — еще не является репрезентативной выборкой.

Выход? На тему детского чтения я начала говорить в 2002 году. И если бы тогда были приняты те предложения, которые выдвигала наша общественная организация, то возможно, мы бы в настоящее время жили совсем в другой стране. А, чтобы состоялись изменения в системе образования, нужно много чего изменить. В первую очередь, ввести должность учителя-методиста по чтению. Сейчас в современной жизни существует очень большое разнообразие текстов, которые читаются совсем по-разному. Вы понимаете, что детей никто не учит! В настоящее время это сделать намного сложнее, чем лет 40 тому назад. А методика обучения не изменилась. Она осталась такой, как в начале 20-х годов прошлого века. Для ощутимых изменений нужно, возможно лет десять. Если вы ожидаете, что квотирование импорта, или «бигборды со всеми бигмордами» будут пропагандировать чтение, то ничего не изменится. Потому что от этого не станет больше книжек в библиотеках. А чтобы они появились, финансирование должно увеличиться не в 10 раз — в 100. Новый подход библиотекарей, учителей к работе — это очень сложные структурные изменения. И я верю, что они произойдут».

Ирина Славинская, литературный критик и переводчик, считает, что вопрос нужно ставить ребром:

«Невзирая на усилия общественных деятелей, ситуация не выходит за рамки узкого профессионального обсуждения, потому что господа законодатели игнорируют все слова и действия и профессионалов отрасли, и экспертов, и художников, писателей, а также небезразличных общественных деятелей. Сейчас оснований для оптимизма я не вижу — они у меня появятся, когда я увижу законопроект, разработанный на основе советов экспертной среды, и когда за этот законопроект проголосуют».

Один из инициаторов создания Института украинской книги, председатель правления ГО «Книжковий простір» Николай Кравченко видит свет в конце тоннеля: «Создание в ближайшем времени такого учреждения абсолютно реально. И делать его нужно, как и в большинстве европейских стран, в форме независимого фонда с основателями — профильными общественными организациями и ассоциациями, потому решение какого-то министерства или ведомства здесь не нужно. Но главное — не создать еще одну структуру, а получить гарантии бюджетного стабильного финансирования под продвижение украинской литературы за рубежом. Этот процесс долговременный, занимает годы и требует стабильности. Речь не идет о каких-то огромных средствах, а больше о правильном подходе в организации работы, избрании верной технологии, если хотите. Знаю, что абсолютное большинство аналогичных иностранных институций с радостью поделятся методами своей работы. Могу утверждать это, например, с опыта посещений и переговоров в Национальном центре книги Франции или Французском Институте. Я постоянно отмечаю, что основная проблема Украины — это «проблема персонала», персонала «с верха до низа» (и, к слову, посещаемость слушаний депутатами — тоже демонстрация этой проблемы). Поэтому в вопросе создания и функционирования Института книги также большое значение имеет состав личностей, которые будут формировать задачи и их реализовывать, а также поддержка этих планов со стороны депутатов и исполнительной власти. Но, думаю, что в конечном итоге у нас все сложится хорошо».

Неля ВАВЕРЧАК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ