Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виктория ГОРБУНОВА: Разве не хватает книг? Не хватает книжных магазинов!

7 июля, 2011 - 20:38
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Виктория ГОРБУНОВА — писательница-психолог, которая решила как-то поделиться опытом работы школьного психолога со своими студентами и написала свою первую книгу «Записки школьного психолога». Кстати, популярность этого сборника новелл давно вышла за пределы университетских аудиторий. Вторая книга — роман «Мечта о маленькой жизни» — отмечена дипломом «Выбор издателей» литературного конкурса «Коронація слова-2010». Сейчас готовится к печати третья книга писательницы. Написаны четвертая и пятая. Работает над шестой. А также Виктория Горбунова преподает в Житомирском государственном университете им. Ивана Франко психологию и оказывает профессиональную психологическую помощь.

— Ваша дебютная книга «Записки школьного психолога» рекомендована для родителей, дедушек, бабушек и нянь — всех, кто имеет отношение к воспитанию детей. Кому бы вы посоветовали прочесть свою вторую книгу — «Мечта о маленькой жизни»?

— Что касается «Мечты...», то эта книга не писалась, а проживалась, поэтому рекомендовать кому-либо прожить ее вместе со мной не возьмусь. Говорят, что она затягивает с первых страниц...

— Ваша первая книга — хорошее пособие для читателя, стремящегося постичь загадочный мир детской души. Чувствуется, что ее автор — психолог. Вторая книга иная. Ее автор не только психолог, прежде всего — писатель, который искусно строит сюжет, акцентирует и заостряет внимание читателя на спорных вопросах и проблемах. Кем вы чувствуете себя больше — еще психологом или уже писателем?

— Я сейчас много пишу, но и психологию не оставляю, продолжаю преподавать, учусь психотерапии, планирую поступить в докторантуру. Думаю, эти стороны моей жизни взаимообогащают друг друга, ведь если бы я не была психологом, не писала бы именно так... и наоборот.

— «Мечта о маленькой жизни» — своеобразный внутренний монолог женщины, которая прошла тяжелый путь к собственной мечте — стать матерью. Этот монолог преисполнен острыми чувствами: отчаяние, неверие, в то же время вера и надежда... Где почерпнули идею для написания?

— Идеи всех книг — в жизни. Полагаю, так ответит каждый писатель. Что же происходит с идеей, когда начинаешь ее писать, — это для меня настоящее чудо. Уже не ты руководишь ею, а она тобой. Впечатление, будто не я пишу, а меня пишут, иногда вполне реально... По поводу работы психолога — конечно, профессия влияет на то, как я воспринимаю мир и людей вокруг себя. Особенно меняют меня мои же клиенты, а также коллеги из учебных психотерапевтических групп. Благодаря им я понимаю, насколько мы, люди, разные миры и насколько нам, мирам, трудно найти точки пересечения.

— Неужели настолько трудно? А как же общепризнанные нравственные добродетели, принципы, истины?

— Они такие и есть — общепризнанные. Я же размышляю об индивидуально принятых, пережитых на собственном опыте вещах. О том, каковы эти нравственные добродетели, принципы и истины для каждого из нас. Спросите сотню людей, что означает для них любовь, и получите сотню ответов, если, конечно, от вас не отмахнутся «прописными истинами», а откроют свое, личное.

— Вернемся к последнему произведению. Вполне закономерна концовка «Мечты...», где главная героиня решает отдать нереализованную материнскую любовь приемному ребенку. Во время написания произведения возникали другие идеи концовки?

— Идеи возникали, история — не захотела.

— «Мечта о маленькой жизни» — первая книга, которую вы подали на «Коронацію слова» и, можно сказать, сразу попали в цель, поскольку роман отмечен дипломом «Выбор издателей». Что вы думаете о современной украинской литературе? Каких книг, по вашему мнению, сегодня не хватает на стеллажах наших книжных магазинов? И что в первую очередь нужно современным читателям?

— Не могу сказать, что часто встречаюсь с коллегами-писателями, но большинство знакомств — очень приятные. Поэтому относительно современной украинской литературы я спокойна. В ней есть и екзистенциальная реальность (Ирен Роздобудько), и женская мудрость (Галина Вдовиченко), и предельная открытость (Лариса Денисенко), и милый сердцу романтизм (Мила Иванцова), и захватывающая мистерия (Марина Соколян), и интеллектуальная ирония (Андрей Курков), и художественный бандитизм (Андрей Кокотюха), и интригующая самоуверенность (Максим Кидрук), и еще многое-многое другое. Лишь бы никто не мешал расти... Каких книг мало на книжных полках в магазинах? Не знаю. Думаю, в первую очередь мало стеллажей и книжных магазинов, а еще — красивой и абсолютно невредной привычки — читать. Поэтому читателям искренне желаю заболеть книгоманией. Будет болезнь — будут и лекарства. А чем устойчивее вирус, тем сильнее и качественнее должны быть препараты. В нашем случае — книги.

— Есть ли в сегодняшнем обществе проблемы, которые, по вашему мнению, писатели не должны обходить?

— Каждый писатель сам решает о чем писать. Я с уважением отношусь и к политической иронии, и к экономическим детективам, и к острым социальным проблемам, вплетенным в сюжет. И так же с удовольствием читаю и что-то ненавязчивое, легкое, романтичное. По моему мнению, до любой темы нужно созреть и, конечно, пережить ее.

— Чем Виктория Горбунова порадует читателя в ближайшее время?

— Третья книга уже давно «на контракте» и готовится к печати. Уже написаны четвертая и пятая. Шестая пишется. Все — о разном. Раскрывать содержание книг не хочу. Разве относительно той, которая готовится к печати, — она о профессиональной деформации личности. О том, как профессия, то, чем мы занимаемся большую часть нашего времени, изменяет нас, влияет на характер, мечты, стремления; сюжет — служебный роман на фоне взаимоотношений сотрудников большой корпорации.

— Обе ваши книги касаются, в первую очередь, социальных проблем — низкого уровня жизни, медицинского обслуживания, суеверности населения, которая часто доходит до абсурда, безразличия (а часто и жестокости) родителей к собственным детям. Насколько вас волнует сегодняшнее общественное и политическое положение Украины?

— Я писала обо всех этих явлениях только потому, что они имели место быть, влияли и изменяли жизнь героев. Писала в первую очередь о людях и их переживании бытия, а «социальные проблемы» — неотъемлемая часть этого переживания. Я с моими близкими живу в Украине. Нельзя жить вне контекста жизни. Поэтому меня волнует все то, что происходит вокруг: и в политике, и в экономике, и в образовании, и в других сферах. По мере возможности я принимаю участие в акциях, которые поддерживают близкие мне идеи, например, языковой идентичности украинцев или осуждают явления, которые кажутся мне антиобщественными, например, образовательные новации относительно ограничения независимого тестирования.

Беседовала Людмила САЙКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ