На днях в известном киевском издательстве «Темпора», специализирующемся на исторической литературе, издана монография Валерия Смолия и Валерия Степанкова «Петро Дорошенко. Соціально-політичний портрет». Кстати, в 2009-м в том же издательстве увидела свет подобная работа о Богдане Хмельницком авторства Смолия — Степанкова.
Эта книжная новинка — по сути, первое основательное исследование в отечественной историографии послевоенного периода, написанное о выдающемся государственном деятеле, политике и полководце Петре Дорошенко. (До сих пор в школьных и вузовских учебниках по истории недооцениваются масштабы этой фигуры.)
Заметьте, труд писался десять лет! За первоисточниками пришлось ездить в Польшу. (В Украине документальная база этого исторического периода весьма эпизодична.) А впрочем, лучше все услышать, что называется, из первых уст — от доктора исторических наук, профессора кафедры всемирной истории Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко и постоянного автора «Дня» Валерия СТЕПАНКОВА.
— Пан Валерий, а почему вы взялись за исследование именно фигуры гетмана Петра Дорошенко?
— В украинской историографии события середины XVII века неизменно трактуются как освободительная война. Мы же с Валерием Смолием считаем, что это была национальная революция, продолжавшаяся до сентября 1676 года. В отечественной историографии на этот и предыдущий периоды существует такой взгляд: освободительное движение под руководством Богдана Хмельницкого, обострение борьбы по восходящей, а далее — Руина. Собственно, завершающий этап данного исторического промежутка «Руиной» назвал Николай Костомаров. Что такое Руина? Когда государствообразующие процессы загнаны в тупик. Получается, что тогда у украинцев было: борьба, победы, междоусобицы и гибель. А оказывается, что после тех трагических событий борьба продолжалась на Левобережной Украине, где государственные институции продолжали функционировать до начала 80-х годов XVIII века. Поэтому возникла идея — сквозь призму образа гетмана Петра Дорошенко показать драматизм, трагизм, героизм украинцев в борьбе за независимость.
— Скажите, а много исследований посвящено фигуре Петра Дорошенко?
— Два. Одно — Дмитрия Дорошенко «Гетьман Петро Дорошенко. Огляд його життя і політичної діяльності», изданное Украинской свободной академией наук США в 1985-м. Поскольку монография вышла за границей, то здесь она была почти неизвестна. Вторая работа — «Гетьман Петро Дорошенко і Польща» — тоже вышла за пределами Украины. Ее автор — известный польский историк Ян Перденя. К сожалению, при его жизни труд не был издан (написанный в 1960-е). Увидел свет аж в 2000 году в Кракове. Опять же — малоизвестный у нас.
Небольшое количество исследований на данную тему можно объяснить крайне ограниченной базой источников в Украине. Она, сказать бы, эпизодична. Основной материал находится в Польше.
— А с какими источниками вы работали?
— С комплексом источников. Изучили все опубликованные и неопубликованные. Работали в Центральном архиве и отделе рукописей национальной библиотеки в Варшаве; в отделах рукописей Музея князей Чарторыйский и библиотеки Польской академии наук, в Государственном архиве в Кракове. Очевидно, пытались максимально использовать все сохранившиеся источники. В частности, те, которые за пределами нашей страны (а их больше всего). Были использованы все опубликованные российские источники (прежде всего «Акты Южной и Западной России», а также часть рукописей).
На наше с Валерием Андреевичем убеждение — Петр Дорошенко среди всех рулевых украинского государства середины XVII—XVIII веков занимает второе место после Богдана Хмельницкого. По своим способностям и целенаправленности в борьбе за украинскую независимость. Это — во-первых. Во-вторых, он показал, как мудро и умело следует вести борьбу в чрезвычайно сложных внутренних и внешних политических обстоятельствах. В-третьих, деятельность Дорошенко важна еще и потому, что он вместе с киевским митрополитом Иосифом Тукальским впервые поднял проблему создания Киевского патриархата. И вообще, это — чрезвычайно незаурядная фигура. Сквозь призму его личности можем видеть героизм, драматизм и трагизм в самоотверженной борьбе украинцев за независимость — с ее всплесками и спадами.