Современное государство, с его полным безразличием к потребностям культурного украинского человека, заставило группу активных харьковчан вспомнить лозунг о том, что не нужно ждать милости от природы, и они решили: «Мы не можем ждать милости от государства, мы должны сами создать то, что должно быть», собрали вскладчину деньги и выпустили на них книгу Ю. Шевелева «Триптих про призначення України». В нее вошли три произведения Ю.Шевелева, в которых он выступил как политический мыслитель.
Открывает книгу эссе «Москва, Маросейка» (1954). (Оно также вошло в серию «Бронебійна публіцистика» из библиотечного проекта «Дня»). Эссе написано к 300-летию Переяславской рады. Ю. Шевелев показал, что украинская интеллигенция еще с конца XVI века вынашивала большой и фундаментальный план культурного завоевания разлогой и сильной в военном плане Москвы. В этом смысле Переяслав был неизбежностью. «Орудиями возвышения второго Иерусалима — Киева — должна была стать Москва». Из трехсотлетней ретроспективы Переяслав представляется нам началом большой трагедии, но в условиях 1654 года «не было окончательно заложено развитие только в этом направлении».
Именно этот путь был реализован потому, что «разные украинские круги втягивали Москву в Украину, пытаясь использовать ее против своих внутренних врагов». Публицист видит «три страшных врага украинского возрождения — Москва, украинский провинциализм и комплекс Кочубеевщины». «Бой под Полтавой Петру выиграли украинские Кочубеи». Выиграл русский царь и бой на культурном фронте тем, что отгородил Украину от Запада. Украина завоевала московскую церковь, язычно-богословское образование и науку, связанные с религией искусства. Но этого оказалось мало для XVIII века — эпохи секуляризации науки, искусства и культуры в целом. Европа уже не жила церковной культурой, а Украина была отрезана от Европы.
Во втором произведении «Над озером. Баварія» (1948) Ю. Шевелев исходит из того, что происхождение украинского государства — неизбежность, поэтому украинцам уже сейчас следует думать о том идеале, который они предложат миру, чтобы не быть в нем вечной провинцией. Потому что провинция — это все то, что не утверждает себя как столицу мира. Провинция — не география, а психология. Не территория, а душа. Миссия Украины («шанс Киева») — предложить миру «традицию вечно крестьянского». В это трудно поверить, но в 1948 году Ю. Шевелев понял главную угрозу для человеческой личности — это массовый человек с пустой душой, исполнитель приказов без личной и национальной гордости. Воспитанный на вечно крестьянском идеале человек — всесторонний, ренессансный по характеру восприятия, способный мыслить и понимать, преисполненный внутренней гордости и самоуважения. Получение государственной самостоятельности — это первый этап осуществления Украиной своей духовной миссии перед миром. Второй этап — обретение нашим государством украинского духа и характера.
Завершает эту харьковскую книжку Ю. Шевелева эссе «Четвертый Харьков» (1948). Первый Харьков, по Ю. Шевелеву, это город слобод, хуторов, ремесленников. Хронологически —это вторая половина XVIII—XVIII и даже начало XIX века. Второй Харьков — «провинциальный купеческий город неисходимой и безвыходно серой российской империи». Хронологически — это вторая половина XIX и начало XX века.
Третий Харьков — город бурного ренессанса украинской духовности 1920-х годов. Российская большевистская власть провозгласила Харьков столицей Советской Украины; и поколение эмоциональных романтиков, двинулось на завоевание Харькова. «Вы провозгласили Харьков столицей Украины? — сказали они. — Ладно, мы сделаем его таким. Мы наполним его украинским содержанием, Харьков будет украинской столицей украинской Украины».
С этими намерениями — поднять Харьков до уровня мирового центра — Москва мириться не могла. Идеологи этого поколения и все то поколение должны были быть уничтожены. Остался четвертый Харьков, который, согласно планам партии и правительства, должен был быть «сплошной провинцией». Это была политика Москвы, «чтобы всю Украину держать в состоянии и на уровне серой провинциальности». Четвертый Харьков — город «старой молодежи», обывателей-слизняков, где человек чувствует: счастья нет, народа нет, родины нет.
И здесь возникает мечта о пятом Харькове. Украинский народ должен «с точки зрения государственной рации, с точки зрения потребности воздвигнуть впоследствии пятый Харьков, который будет мыслить и вести себя величественно и суверенно, который возле Киева, Львова, Одессы и всей несметной массы городов и сел украинских будет чувствовать себя центром украинской идеи и потому — духовой столицей». Пятый Харьков — это мечта Ю. Шевелева. Это Харьков, в котором реализован идеал независимой Украины, «в понимании соответствия общественного строя национально-психологическому типу и его идеалам».
На презентации книжки Ю. Шевелева «Триптих про призначення України», которая состоялась в Клубе писателей Харьковской областной организации НСПУ, много говорилось о небудничности этой книги и самого способа ее появления. Государство, небезразличное к украинским святыням, давно могла бы «раскрутить» такую всемирно известную фигуру, как Ю. Шевелев. Вместо это имеем обратное: в библиотеках отсутствуют его произведения, ни один мемориальный знак в городе не напоминает о харьковских корнях выдающегося научного работника. По этой причине о нем мало знают. Но так не должно быть. Члены «Українського клубу Слобідчини» сделали то, чего не сделало Украинское государство. Первый тираж книги уже разошелся; начата подготовка второго издания.