Одно из наиболее действенных средств наглядной агитации — художественный плакат — по инициативе Ассоциации дизайнеров-графиков «4-й Блок» уже более 20 лет привлекает внимание мирового сообщества к самым актуальным экологическим проблемам. Начиная с 1991 года, Международные выставки-триеннале собирают все большее количество небезразличных творческих людей со всего мира, став своеобразным художественным форумом по защите окружающей среды. По словам экспертов, этот проект давно превратил экологическую тематику в неотъемлемый формат искусства плаката.
В начале мая в Киеве завершилась VIII Международная триеннале экологического плаката «4-й Блок», которую «День» анонсировал накануне (см. № 70-71, 20 апреля с. г.). На протяжении десяти дней киевляне и гости столицы имели возможность ознакомиться с Международной выставкой-конкурсом экологического плаката, выставкой-конкурсом культурно-зрелищных плакатов, выставкой плакатов, посвященных Чернобыльской катастрофе, и экспозицией работ членов международного жюри. В целом за время работы триенале все желающие имели возможность посмотреть свыше тысячи лучших экологических плакатов, отобранных практически со всего мира (чтобы выбрать наиболее ценные работы для экспозиции, организаторы триенале пересмотрели более пяти тысяч плакатов 400 авторов из 37 стран).
Интересно, что в украинской столице триенале проходила впервые. До этого основная экспозиция плакатов из украинских городов выставлялась лишь в Харькове, причем не только в Украине, но и за рубежом — в Дании, Великобритании. Турции, Швейцарии, Польше, Беларуси, Германии, США и России.
— То, что основная часть выставки в этот раз прошла в столице Украины, — для нас особая радость и своеобразный эксперимент, — сознался после открытия выставки президент проекта триенале «4-й Блок», профессор кафедры графического дизайна Харьковской государственной академии дизайна и искусств Олег ВЕКЛЕНКО. — Удивляет, что наши выставки больше приглашали в Европу, будто там экологическая тема более актуальна, а в украинскую столицу — нет. Известные во всем мире, мы давно ждали возможности показать в Киеве, что вообще существуем.
По решению международного жюри, которое возглавлял профессор из Германии Лекс Древинский, в номинации «26. Мир после Чернобыля и Фукусимы» первую премию получил Маджид Аббаси (Иран) за плакат «25х25. 25-я годовщина Чернобыля», вторую — Люба Лукова (США) за плакат «25х25. Чернобыль, Фукусима», третью — Игорь Гурович (Россия) за плакат «25х25. 25 лет после Чернобыля». В номинации «Экологический плакат» первое место заняла Агнешка Земишевская-Маик (Польша) за плакат «Не плачь. Спаси воду», второе — Антон Стогов (Украина) за работу «Глобальное потепление». Среди плакатов, представленных в номинации «Экология культуры», лучшими жюри определило художественные работы Елены Фоминой (Украина) из серии «Чистота культуры», второе место — у Владимира Чайки (Россия) за плакат «Природа. Наш дом». Интересно, что по тематике плакатов видно, что главные экологические проблемы, волнующие сегодня людей планеты, — идентичны. Из пяти тысяч с лишним работ, поступивших на конкурс, подавляющее большинство посвящено теме человека и окружающей среды, несколько меньше — загрязнению воздуха, антиядерной проблематике и отсутствию культуры экологии.
— Прежде всего, жюри оценивало плакатный ход и технику выполнения. Трудно объективно комментировать уровень работ, ведь, как член жюри, я всегда оцениваю все достаточно критически, — сказал председатель международного жюри Лекс ДРЕВИНСКИЙ. — Большинство работ выполнено оригинально. Вместе с тем есть немало плакатов с типичными идеями и изображениями, которые я видел еще лет десять тому назад. Плакатное хиппи — в виде срезанного ствола дерева или капли воды в поле — сегодня показывать не очень интересно. Нужно что-то оригинальное и поражающее. Возможно, это мое субъективное видение.
Кроме дизайнерского жюри, на VIII Международной триеннале впервые плакаты оценивали также эксперты по экологии.
В мире много талантливых дизайнеров, которые делают очень хорошие плакаты. Но, будучи, с дизайнерской точки зрения, визуально совершенными, их работы иногда поверхностны по своему содержанию, — считает председатель экологического жюри Сергей МИРНЫЙ. — Задача экологов на выставке заключалась в оценке работ не только на предмет высокого искусства, дизайна и графики, но и современной науки, освещения наиболее актуальных проблем.
Подытоживая работу VIII Международной триеннале экологического плаката «4-й Блок», президент проекта Олег ВЕКЛЕНКО обратил внимание на неудовлетворительный уровень экологического мышления украинцев.
— Мы пережили Чернобыльскую катастрофу. Казалось бы, инстинкт самосохранения должен быть в генах украинцев. А люди так ничему и не научились. Экологическое мышление практически отсутствует, — констатировал он. — Плакаты же стимулируют думать об окружающей среде и о себе. Мы хотим напомнить людям, чем они дышат, что едят и пьют.
По словам Олега Векленко, на протяжении работы триенале экологического плаката, невзирая на приглашения, на нее не пожаловал ни один чиновник или политик. Политическая элита сегодня просто не интересуется экологическими проблемами и возможностью привлечь к ним внимание с помощью средств изобразительного искусства.
Организовав в Киеве VIII Международную триенале экологического плаката, «4-й Блок» в настоящее время ищет возможность бесплатного освещения на правах социальной рекламы лучших работ на сити-лайтах и бигбордах страны.