Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Алексей Шовкуненко: Импрессионист — в тисках соцреализма

20 июля, 2012 - 11:55
«ПИОНЫ И РОМАШКИ» / «СИНЯЯ ВОДА» «ПОРТРЕТ БАЛЕРИНЫ СКОРУЛЬСКОЙ»

Херсонский художественный музей еще в 1981 году был назван именем Алексея Шовкуненко — народного художника СССР, лауреата Государственной премии им. Т. Шевченко.

Этот херсонец в свое время получил признание за рубежом, фактически основав направление индустриального пейзажа в школе соцреализма. Однако сегодня имя Алексея Шовкуненко почти неизвестно рядовому украинцу и мало упоминается в современных художественных кругах.

Первое — и едва ли не последнее — основательное исследование творчества художника было издано еще в 1983-м году — это очерк-альбом Л. Владича «Олексій Шовкуненко». А в 2009-м Херсонский художественный музей издал сборник статей Международной конференции к 125-летию со дня рождения художника.

Однако периодических и более фундаментальных исследований ни музей, ни какое-либо другое учреждение не проводили. По мнению искусствоведа, сотрудника Херсонского художественного музея Владиславы ДЯЧЕНКО, одного очерка не достаточно:

— Алексей Шовкуненко до сих пор полноценно не осмысливался. Хотя его работы сегодня — это уже классика. Художник был корифеем второй половины ХХ века. Шовкуненко не только писал картины, он был педагогом, профессором живописи в тогдашнем Киевском художественном институте (ныне — Киевская академия искусств).

Но, несмотря на это, до сих пор почти не исследован ранний период его творчества. А следует сказать, что он не был традиционным соцреалистом. На полотнах художника четко прослеживаются элементы импрессионизма, в чем его и упрекали в свое время.

Юношеские годы художника прошли в Херсоне. Потом он учился в Одесском художественном училище, а впоследствии — в Петербургской академии искусств, в мастерской профессора исторической живописи В. Савинского.

В 1937 году на Международной выставке в Париже Шовкуненко получил золотую медаль как лучший акварелист. А в 1958-м в Брюсселе серебряной медалью были отмечены акварельные и графические работы, посвященные строительству Днепровской ГЭС.

Собственно, эта серия «Днепрострой» положила начало направлению индустриального пейзажа в творчестве Шовкуненко и в украинском искусстве в целом.

Как рассказывает Владислава Дяченко, для полотен Алексея Шовкуненко характерны широкий мазок, яркие сочные краски. Особенно выразительна и искусно исполнена в его работах световоздушная среда.

В херсонском музее хранятся 152 произведения художника, среди которых — живопись, графика, пастели и акварели. Также работы художника есть в музеях Киева, Одессы и Николаева.

— Соцреализм Шовкуненко сегодня, возможно, не такой актуальный, но всегда актуальны профессионализм и талант, которыми обладал херсонский художник, — отмечает искусствовед. — Ведь художник фактически был импрессионистом (хотя никогда так о себе не говорил) даже в жестких тисках соцреализма.

 

Фоторепродукции предоставлены Херсонским художественным музеем

Нина ПОЛИЩУК, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ