Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Феномен Софии Караффы-Корбут

21 августа, 2014 - 15:08
«МОНАХ», 1961 г.

В канун нынешнего Дня Независимости Украины исполняется 90 лет со дня рождения выдающейся украинской художницы — яркой представительницы движения шестидесятничества Софии Петровны Караффы-Корбут. Родилась художница в Львове 23 августа 1924 года, в 1953-м  закончила Львовский институт прикладного и декоративного искусства. Начинала свое творчество как живописец и график, некоторое время работала в области керамики, а в конце 50-х гг. опять вернулась к станковой и книжной графике. С иллюстрациями Софии Караффы-Корбут вышло около 60 книг украинских и зарубежных писателей.

Восхождение Софии Караффы-Корбут на вершины художественного творчества не было легким. Отец находился за рубежом, девушка росла с мамой, которая полностью посвятила себя воспитанию единственного ребенка. София еще в детстве проявила незаурядные способности. Много читала, увлекалась рисованием. Уже в Львовском училище декоративного и прикладного искусства ее графические работы отличались творческой зрелостью, а выполненную во время учебы в Львовском институте прикладного и декоративного искусства (ныне — Академия искусств) в технике литографии иллюстрацию к поэме М. Лермонтова «Мцыри» следует зачесть к тогдашним достижениям графического искусства. К сожалению, творчество художницы в сфере графики было прервано. Продолжение учебы на отделении керамики требовало определенного времени для овладения техническими возможностями этого искусства. И все же те годы не пропали даром: художница выполнила несколько тематических тарелок с сюжетами древнего Львова, по мотивам творчества Ивана Франко и  народного творчества.

«ВЕРХОВИНСКАЯ ВЕСНА», 1962 г.

В конце 1950-х гг. С. Караффа-Корбут, навсегда бросив керамику, возвращается к станковой и книжной графике. В технике гуаши выполняет несколько иллюстраций по мотивам украинских народных сказок («Школа в лісі», «Хатка в лісі»), а в 1959 г. создает свою первую работу в технике цветной линогравюры «Яворівщина». Это была попытка восстановить цветной эстамп, основанный в Львове выдающимся мастером графического искусства Еленой Кульчицкой. Однако использование автором нескольких цветов в «Яворівщині» стирало грань между графикой и живописью. Художница отказывается от последующего экспериментирования в этом направлении, выполняет несколько произведений в технике монотипии, которая также не пришлась ей по душе, после чего сосредоточивает свое внимание на иллюстрировании многих книг в технике гуаши, параллельно увлекается станковой графикой.

Получив благосклонную оценку критики за экспонируемую на многих выставках работу «Народний месник Лук’ян Кобилиця» (1960), София Караффа-Корбут более двух десятилетий не расстается с однотонной и цветной линогравюрой, которую на склоне жизни заменяет тушь и перо. Прощание с керамикой зафиксировала в гравюре «Трагедия перед выставкой»(1961), изобразив растерянность и испуг художницы и ее помощника-мастера у разбитой  выставочной керамической работы.

«ИВАН ПИДКОВА», 1963 г.

Графический талант С. Караффы-Корбут в полную силу проявился в 60-е годы, когда одну за одной начала создавать гравюры на шевченковскую тему. Графическая Шевченкиана занимает особое место в ее многогранном наследии. Большинство композиций этого цикла — это самостоятельные станковые гравюры по мотивам поэзии Шевченко. Когда они появились на выставках, поражали не только новаторской трактовкой образов поэзии Шевченко, но и необычными (как для графических произведений) форматами. Своего «Кобзаря» художница создавала на протяжении нескольких лет. Первые произведения на шевченковскую тематику датированы 1961 годом,  последние — 1968-м. Выдающимся событием в художественной жизни Украины стал выход в 1967 году иллюстрированного ею «Кобзаря».

Образы сильных физически и духовно героев, волевых в борьбе, несокрушимых в неволе («Максим Залізняк», «Іван Підкова», «Гамалія», «Невольник», «Твоя, царю, віра проклятая») стали лейтмотивом ее творчества. Рядом рождались композиции, обозначенные глубокой лиричностью, передачей нежного материнского чувства («Затихло все», «Вона чує з тії хати, як дитина дише», «Марія» и др.). Несомненно, София Караффа-Корбут относится к числу самых выдающихся художественных интерпретаторов поэтического наследия Тараса Шевченко.

С новой силой раскрылся талант Софии Караффы-Корбут во время обращения художницы к творчеству Леси Украинки. Ее цветные линогравюры — «Лісовик і мавка», «Русалка», «Я сплю» — настоящие графические шедевры, а композиции «Я на вбогім сумнім перелозі буду сіять барвисті квітки», «Полетить воно по світу наче тая вільна птиця» — непосредственно перекликается с распространяемой в то время в самиздате поэзией шестидесятников. Художница сделала зримым поэтическое образное слово, достигнув синтеза двух искусств.

Художественный язык многих произведений С. Караффы-Корбут напоминает стилистику украинской графики 1920—1930-х годов, связанной с именами Юрия Нарбута, Павла Ковжуна, Мыколы Бутовича, Святослава Гординского и др. Уже после смерти художницы вышли в свет ее графические шедевры — поэма Ивана Франко «Іван Вишенський» (в 2001 г.) и лебединая песня мастерицы  — драма-феерия «Лісова пісня» Леси Украинки (в 2000 г.).

София Караффа-Корбут умерла 29 ноября 1996 года, похоронена в родном селе Куткори, недалеко от Львова.

Фоторепродукции предоставлены автором

Богдан ГОРЫНЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ