Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Французский дизайнер с Черниговщины

21 июля, 2011 - 20:37
«ВЕНЕЦИЯ». 1927 г. / «ПОДЛЕСОК». 1935 г. «ВЕРСАЛЬ». 1938 г.

Александр Савченко-Бильский — уроженец Черниговщины, подхваченный водоворотом событий гражданской войны, в 1922 году оказался в Париже, где и прожил до самой смерти (1991 г.).

В Украину он приезжал лишь один раз, в 1983-м, в качестве туриста.

Большинство своих графических произведений художник завещал передать в Украину.

Но попали они на родину художника через многие годы после его смерти. В этом деле не последнюю роль сыграла дочь художника Ирен Годийо, которая в 2003 году открыла для украинцев многочисленные полотна отца.

Александр Савченко-Бильский и его роботы стали героями книги Виты Сусак «Українські мистці Парижа. 1900 — 1939» («Родовід», 2010).

Это первый труд, который так полно представляет участие украинских художников в деятельности Парижской школы.

В рамках Парижской школы выделялась так называемая Украинская «Парижская группа».

Она не была формальным объединением, обществом или даже кружком.

«Просто художники время от времени собирались в кафе или в мастерской кого-то из коллег на кофе и беседовали, — цитирует книга объяснения одного из членов группы, Святослава Гординского, — состав тех художников был очень разнороден и неорганичен, не так с творческой точки зрения, как с политической».

В Украинскую «Парижскую группу» входили такие художники украинского происхождения, как О. Грищенко, В. Хмелюк, Н. Вакер, Б. Пастухов, М. Андриенко и другие.

Произведения участников группы регулярно экспонировались на выставках, в частности — на французско-украинской выставке, которая проходила в 1932 году в Париже, а 26 февраля 1933-го — в Национальном музее во Львове.

Выставки украинских художников были не такими масштабными, как русские или польские.

Но самое главное — они способствовали национальной консолидации украинцев за рубежом, поскольку слово «украинский» непременно фигурировало в названиях презентаций.

Творческое наследие Александра Савченко-Бильского — это работы в разных художественных жанрах.

По большей части художник работал в прикладной графике и рекламе — создавал праздничные открытки, иллюстрации к книгам и журналам для французских издательств.

Оформлял витрины больших торговых домов, проектировал посуду, мебель, орнаменты для тиснения на коже, занимался обустройством помещений — то есть выполнял работу дизайнера.

Реже писал масляные и пастельные пейзажи, портреты, натюрморты с цветами в постимпрессионистическом и реалистическом стилях.

Также изображал гетманов, писателей и политических деятелей на заказ украинских издательств, иллюстрировал пластунский журнал «Скоб», который печатался в Париже в 1937—1940 гг.

Его работы отличались упрощенностью и декоративностью форм в духе арт-деко и моды 30-х, в то же время, наследуя традиции украинской народной живописи.

Кроме светских произведений, важную страницу творчества Савченко-Бильского составляет иконография.

Он выполнил два иконостаса для украинских церквей Парижа — католической и православной. Один из них теперь находится в украинском храме святых Сергия и Вакха и Жировицкой Богородицы в Риме.

Анна ВАКУЛЕНКО, Олеся ПУПИНИНА, Летняя школа журналистики «Дня». Фоторепродукции картин из книги Виты Сусак «Українські мистці Парижа. 1900—1939». — К.: Родовід, 2010
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ