Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художник-эпоха

В Музее современного искусства Украины проходит персональная выставка Ивана Ижакевича
23 августа, 2012 - 12:05
ИВАН ИЖАКЕВИЧ. «МАМА ИДЕТ». / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА АВТОРОМ
ИВАН ИЖАКЕВИЧ. ФРАГМЕНТ РОСПИСИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ВСЕХ СВЯТЫХ НАЦИОНАЛЬНОГО КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗАПОВЕДНИКА / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ С САЙТА RISU.ORG.UA
ИВАН ИЖАКЕВИЧ. «ЛЮБИТЕ ЛЕС» / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА МУЗЕЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Его называют человеком-явлением. Иван Сидорович Ижакевич родился 18 января 1864 года и прожил целое столетие без двух лет. Более 80 лет из них он провел с кистью в руках. Детские годы будущего художника прошли на Черкасщине, а в 11 лет парень попал в Киев, где и начал рисовать, поступив в Киевскую рисовальную школу Николая Мурашко.

Способности Ижакевича проявились рано. Как-то Иван нарисовал автопортрет и вместе с другими рисунками показал его учителю. Мурашко, сразу оценив работу, предложил своему ученику, не покидая учебу, стать репетитором для начинающих.

В юности по предложению Михаила Врубеля и профессора Адриана Прахова Ижакевич также принимал участие в реставрации фресок Кирилловской церкви.

«В Киеве сохранилось много монументально-декоративной живописи Ижакевича — от первых проб в Кирилловской церкви до самых совершенных в Киево-Печерской лавре, — рассказывает киевовед Михаил ДИМЧИНА. — Иван Сидорович расписывал церковь над Экономическими воротами Лавры, а также Всесвятскую и Трапезную (последняя расписана по эскизам и под личным руководством Алексея Щусева). Росписи производят впечатление «оптимистичного, мажорного аккорда», взятого смелой рукой».

Сам Ижакевич вспоминал о том, как начал работать над росписями величественнейших украинских храмов: «Николай Мурашко получил письмо от профессора Прахова и прочитал нам, ученикам, что через несколько дней объявят начало реставрации фресок в Кирилловской церкви на Куреневке. Действительно, вскоре работу начали. Выполнив первую работу, я получил похвалу от Прахова и Врубеля. А вот следующую мою работу Врубель поругал, упрекнул меня, когда я начал ему доказывать свою грамотность. Помню, он сказал тогда мне: «Здесь школьная грамотность не подходит. Здесь нужно творчество». («Словник з культури», 2003 г.).

Интересно, что несмотря на участие в монументальных проектах, в живописи Ивана Ижакевича ключевой темой стал народный быт. Чаще всего он создавал зарисовки из жизни крестьян. Позже увлекся историческими картинами и иллюстрациями к сюжетам литературных произведений Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко... Это увлечение переходит в профессию — Иван Ижакевич начинает работать в популярном на то время иллюстрированном журнале «Нива». Рисунки художник выполнял на самшитовых досках, пером или размывкой туши, которые потом ксилографы гравировали и готовили к печати. В конце 1890-х у Ивана Ижакевича уже было имя популярного иллюстратора.

Собственно, графика Ижакевича представлена в Музее современного искусства на Глыбочицкой, 17.

«В нашем музее представлена экспозиция из собственной коллекции. И хоть здесь всего лишь 19 его небольших графических произведений, заинтересованному зрителю, я уверена, они подарят море удовольствия и пищи для размышлений», — убеждена работник музея Светлана ГАВРИЛЕНКОВА.

Выставка работ Ивана Ижакевича в Музее современного искусства Украины будет продолжаться до 1 октября.

София КУЩ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ