В этом месяце киевляне смогут посетить экспозицию из 200 произведений абстрактного искусства, созданных 120 украинскими художниками со всей Украины, в том числе — восточных регионов и Крыма. В залах НCХУ зритель увидит произведения известных авторов: Александра Дубовика, Ивана Марчука, Петра Лебединца, Тиберия Сильваши, Александра Животкова, Сергея Савченко и других, в том числе — совсем молодых живописцев. «В этом году исполняется 80 лет со дня смерти великого Казимира Малевича и 100 лет со дня создания его знаменитого «Черного супрематического квадрата». Проект «Абстрактная живопись Украины» — возможность представить живопись авторов, которые работают в направлении от абстрактного экспрессионизма до супрематизма», — комментируют организаторы.
Выставка действительно впечатляет широтой размаха: среди сотен полотен зрителю предстоит выбрать эстетически и мировоззренчески близкую для себя живопись, поэтому некоторые работы неизбежно проходят мимо сознания, а другие же — напротив, надолго врезаются в память. И если во время персоналок у зрителей и коллекционеров есть шанс серьезно вникнуть во все нюансы творческого видения автора, то огромная групповая выставка имеет совсем иное преимущество: именно здесь можно составить свое собственное представление об особенностях национальной школы нефигуративной живописи. Все участники в буквальном смысле — наследники великого Казимира Малевича, утвердившего экспериментальный взгляд на специфику выразительности абстрактного художественного языка, а вот насколько глубоко гены великого предшественника вжились в потенциал современной нам арт-среды — судить критикам и зрителям.
ПЕТР АНТИП. «СОЕДИНЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. КРАСНЫЙ КАМЕНЬ»
Сразу привлекает внимание ярчайшее полотно «Казино» Петра Лебединца и грандиозное «Соединение противоположностей. Красный камень» Петра Антипа. Для тех, кто знаком с этапами развития этих мастеров, будет абсолютно естественно воспринять эти произведения в серийном контексте, как и белый «Крест» Владимира Цюпко, и показанный рядом триптих «Сгоревшая мельница» Анатолия Фурлета. Несколько обособленно и совсем безнадежно-трагично прозвучали полотна из серии «Взгляд в бесконечность» кисти Ивана Марчука — впрочем, ради объективности стоит добавить, что сегодня тревога стала привычным синонимом украинской действительности.
СЕРГЕЙ САВЧЕНКО. «ТЕМА ПРОСТРАНСТВА-V»
Метод абстрактного мышления как эффективный способ изменять и расширять само пространство использовал в своей «Композиции» Владимир Лопарев. Мастер объединил многомерные возможности скульптуры и яркую выразительность абстрактной живописи, показав их в своей работе как единое целое. Впрочем, абстракция как абсолютное изменение образов и предметов до неузнаваемости — нечасто встречаемая версия. Вполне конкретные предметы и обобщенные образы встречаются на полотнах Александра Дубовика, фигуратив можно заметить и в композиции Юрия Вакуленко «Лестница в небо», однако при этом общее решение произведения позволяет относить его к абстракции. Иные работы — очень лаконичные, воплощают идею гениальной простоты Малевича. Бескомпромиссно и остро-выразительно полотно Никиты Цоя «Завтрак» и экспрессивный черно-белый «Кадр» Наталии Корф-Иванюк. Для поклонников тонких цветовых нюансов приятным сюрпризом станут две картины из серии «Чувства» кисти Ирины Годуновой и «Розовая композиция» Елены Рыжих.
АЛЕКСЕЙ МАЛЫХ. «ЗАТМЕНИЕ ЛУНЫ»
Безусловно, подобные выставки очень интересны как объективный обзор развития абстрактного искусства Украины, хотя исподволь закрадывается мысль о том, что многие из показанных в проекте живописцев показали отнюдь не самые сильные из своих произведений. В любом случае, проникновение в творческий мир требует индивидуального подхода: на массовых выставках нередко случается так, что зритель проходит мимо небольшого полотна, и лишь впоследствии, с большим опозданием, обнаруживается, что оно принадлежит кисти крупного мэтра.
Вместе же вся когорта абстракционистов — мощное художественное явление, и если его рассматривать в контексте сосуществования с иными стилями и направлениями, нельзя недооценивать эту волну-цунами, способную оказать конкуренцию реализму, бывшего в советское время властью одобренным «единственно правильным». В нынешнюю свободную эпоху развития абстрактного искусства, во избежание нахально-безответственного плагиата и повторений собственных удач прошлых лет, победителями должны становиться самые талантливые: те, кому действительно есть что сказать миру.
Выставка открыта ежедневно (кроме вторника) до 26 апреля, вход свободный.
Фотоиллюстрации предоставлены организаторами выставки