В течение многих лет американский художник создавал и популяризировал украинское сакральное искусство, хотя ни разу не видел Украину собственными глазами.
Нестор Топчий родился в США. Находясь вдали от Украины, он, впрочем, творил и популяризировал украинскую иконографию и писанки, хотя в течение долгих лет никогда не видел Украину собственными глазами. За это время он стал известным во многих странах мира, а его встреча с Украиной произошла только в этом году. В писанках Н. Топчия — его мировоззрение, его собственная философия бытия, которая не имеет национальных, географических или исторических границ. Творчество этого художника — это достаточно убедительное доказательство вневременности украинских сакральных архетипов, которые живут у нас на подсознательном уровне и которые в случае Нестора Топчия ожили в его художественных произведениях, так как искусство полностью подвластно этой подсознательной области. Кроме того, творчество Н. Топчия объединяет художественные техники и традиции (например, плоскость круглого стола, которая расписана писанковой росписью), а также графические подходы к выражению гармонического и пантеистического виденья реальности. Несмотря на то, что писанки считаются частью древнейшего народного искусства, Н. Топчий преодолевает эти стереотипные барьеры линейной истории и воспринимает писанку как вполне динамическую систему, которая предстает вне времени. «День» пообщался с художником, который называет себя украинцем «із пракоріння».
— Я родился в Сомервилле, штат Нью-Джерси, США. И до этого года ни разу не был в Украине, — рассказывает Нестор «Дню». — Хотя, мне здесь очень нравится.
Мои родители из Киева, а вот дед мой по линии папы был из-под Канева. Именно на личных вещах моего дедушки я впервые и увидел традиционную украинскую орнаментику, которой сегодня так много в моих произведениях. Тогда это были вышиванки, писанки, рушники. Я был очень маленьким, когда дед умер, однако мне почему-то кажется, очень хорошо помню, как он выглядел.
— Как вы считаете, это гены «говорят» сквозь ваше искусство?
— Именно так. И даже больше — генетическая память. Это удивительная вещь. Я не очень хорошо знаю украинский язык, историю, даже украинские традиции, культуру, однако она сама, культура, будто говорит сквозь меня. Среди нас двоих именно она — главная.
— Расскажите подробнее о теории сакральной геометрии. Для вас этот принцип является универсальным?
— Я придаю особое значение пространственной организации работ, потому что «порядок», пространство, в котором они находятся, имеет значительные уровни смысловой нагрузки. Орнамент — это как код космического закона, закодированный «мессидж», который живет в каждом из нас внутри. Это генетика, природа, семейная память, если хотите. Каждый узор на писанке или даже шире — расположение предмета в пространстве, не случайны. Орнамент должен быть сохранен не только в произведении. Это целиком и полностью универсальный принцип. Я верю в космическое значение геометрических форм: узоры, такие как, например, спираль, крест, круг и т. п., связаны с землей и проявляют универсальные, священные структуры мира.
Мы с женой Мариан путешествуем с тремя чемоданами моих работ. Сами конструируем экспозицию. Мы были в Канаде, Польше, Чехии, Словакии. Собираемся даже в Австралию, ведь в каждой из этих стран есть украинцы по происхождению, то есть люди, которым это искусство генетически близко. В Украину я приехал, чтобы засвидетельствовать свое глубокое уважение к этой стране.