Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Никакого комплекса периферийности у нас нет!»

В течение последних двух лет Херсонскому художественному музею подарили около тысячи работ, однако из-за аварийного состояния здесь закрыто 70% экспозиционных залов
16 июня, 2011 - 21:10
АЛЕКСЕЙ ШОВКУНЕНКО «АВТОПОРТРЕТ»
ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ «СКОТНЫЙ ДВОР В АБРАМЦЕВО»
НИКОЛАЙ СКАДОВСКИЙ «ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ»

На одной из стен Херсонского областного художественного музея им. Алексея Шовкуненко — табличка с надписью: «Памятник архитектуры и градостроения. Дом бывшей Херсонской городской думы. 1905—1906 гг. Охраняется государством». Как и более ста лет тому назад, это сооружение — своеобразная визитная карточка города. Так же сложно представить областной центр без курантов на башне музея, которые каждый час играют мелодию «Ой, Дніпро, Дніпро». Казалось, можно только радоваться тому, что музей прописался в таком уникальном месте. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Об этом — разговор с директором музея, заслуженным работником культуры Украины, членом Национального союза художников Украины Алиной ДОЦЕНКО.

— Алина Васильевна, как бы Вы продолжили фразу: «Музей — это...»?

— Музей можно назвать коллекцией идей, дверьми в прошлое и окном в будущее, приглашением к раздумьям... Но лично мне импонирует называть музей храмом, а нас, тех, кто в нем работает, — его служителями. Ведь мы заботимся о своих коллекциях как о собственных детях. Случайные люди у нас не работают, они здесь не задерживаются. В храме должны работать бессребреники с очень чистыми руками, которым доверено хранить огромное достояние народа.

— И храмы со временем разрушаются. То, что Херсонский областной художественный музей размещен в старинном здании, плюс или минус для него?

— Когда 33 года тому назад наш музей открывался, то в ремонт помещения, доставшегося нам «в наследство» от горисполкома, были вложены определенные средства и силы. И мы надеялись, что постепенно отремонтируем и усовершенствуем помещение. Ведь для музея нахождение в аварийном здании — смертельно. Наш молодой музей с богатейшей коллекцией стал очень популярен среди гостей города. На протяжении дня у нас бывало до 20 экскурсий. И междуэтажные перекрытия не выдержали, начали трещать. А когда в одном из залов третьего этажа собирались две группы детей или взрослых, то перекрытия начинали покачиваться... Когда я в 1986 году стала директором, то сразу занялась этой проблемой. За счет спонсорской помощи судостроительного завода мы заменили гнилые деревянные перекрытия трех этажей железобетонными, не разрушив при этом фасад. Но долго наслаждаться радостью не пришлось — появились огромные проблемы: все начало валиться-разрушаться. Из-за близости к оживленной автотрассе здание содрогалось, фундамент оседал, со стороны двора шло подтопление ливневыми водами... А коллекция стремительно росла... Часть ее состояла из собрания, которое начало комплектоваться еще на рубеже XIX-XX столетий, часть подарили коллекционеры, художники, их наследники, передали ведущие музеи бывшего Советского Союза, Министерства культуры, Союза художников СССР и Украины. Из бюджета выделялись средства, и мы создавали поисковые бригады, находили и покупали интересные работы. За короткое время коллекция из трех тысяч экспонатов выросла до восьми тысяч. Среди них — произведения отечественной и зарубежной живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, начиная с образцов русской иконописи XVII века и заканчивая работами современных херсонских художников.

А как и где хранить эти сокровища? Ведь после замены междуэтажных перекрытий залы так и не удалось отремонтировать. Прошло 15 лет, а 70% экспозиционных залов — закрыто! Проходя мимо нашего музея, прохожие могут подумать: «Какая красота!». В действительности же у нас отремонтированы фасад и крыша, а ремонт залов бывшие руководители области решили отложить на потом.

В свое время облпрофсовет самовольно занял в нашем дворе территорию и ангары, которые составляли единый комплекс с музеем. Три года тому назад мы начали судиться. Выиграли дело в Запорожском апелляционном суде, Высшем хозяйственном суде Украины, а вот хозяйственный суд Херсона «потянул руку» за наших конкурентов. В этих ангарах, сделав ремонт, мы могли бы разместить дополнительные фонды или дополнительный выставочный комплекс. Наиболее интересно то, что облпрофсовет спорной территорией и ангарами не пользуется, а сдает их в аренду. В нашем дворе стоят частные машины людей, живущих в центре Херсона...

— Не имеете ли ощущения, что вас воспринимают как провинциальный музей?

— В свое время, когда мы закупали у серьезных частных коллекционеров интересные работы и привозили их в Херсон, сотрудники музеев Киева и Москвы едва не падали в обморок: как это так, настоящий шедевр достался какому-то Херсону? И до сих пор в нашей коллекции есть экспонаты, которые волнуют столичные музеи. Когда мы в Киеве на открытии выставок, на юбилеях дарим наши альбомы и каталоги, то они воспринимаются с огромным интересом. Из собственного опыта могу сказать, что презентации нашего музея всегда вызывают большую заинтересованность. Особое отношение к нашему художественному музею проявляется и в том, что коллеги дают нам для выставок самые ценные свои экспонаты, которые никому другому не доверяют.

Мы также часто устраиваем выставки-обмены. Вот, например, Севастопольский музей очень любит «Фаэтон» Коровина из нашего собрания. Многие музеи интересуются и нашей коллекцией работ Алексея Шовкуненко, которая считается самой богатой в Украине. Ее в свое время подарила нам жена художника, родившегося в Херсоне.

Несколько лет тому назад на выставку «Импрессионизм и Украина», которая проходила в Национальном художественном музее Украины, мы предоставляли работы Тита Дворникова, Кириака Костанди и Петра Нилуса. Там же выставлялись и работы народного художника Украины Георгия Мелихова из нашего собрания. В Одесский дом-музей им. Николая Рериха мы «отправили» из своих фондов работы Феликса Кидера. Одним словом, никакого комплекса периферийности у нас нет.

— Алина Васильевна, в Херсоне хорошо помнят прекрасные концерты, проходившие в художественном музее.

— Пока не был разрушен наш парадный концертный зал с великолепной акустикой, мы всегда с радостью собирали у себя талантливых людей. Поскольку помещение Херсонской филармонии давно сгорело, этот зал для города был очень важен. Три года тому назад началась реставрация концертного зала. Но по причине экономического кризиса реставрацию остановили. Ремонтных работ осталось всего ничего, но средств на них нам не дают.

— Наверно, не от хорошей жизни на третьем этаже музея проходила коммерческая выставка карликовых обезьян?

— Да, это одна из наших попыток заработать. Частично отреставрированный парадный зал мы отмыли от строительного мусора, вынесли леса и сдали в аренду. Держать там экспозицию опасно, а для обезьянок — пригодилось. Однако это не те средства, которые смогут что-то кардинально изменить. Без помощи государства музеи существовать не могут. Разве что частные коллекции олигархов...

У нас нет средств на пополнение коллекции. И это вызывает большую обеспокоенность, потому что проходит время, и появляются белые пятна в истории изобразительного искусства нашего народа. Почему библиотеки постоянно имеют новые поступления? Потому что у них в бюджете есть для этого обязательная статья. А у нас — нет. Мы очень давно не закупали новые работы... Правда, три года тому назад с помощью спонсора, который перечислил нам 25 тысяч гривень и оплатил налоги, мы смогли приобрести портрет первой жены Шовкуненко.

— Какими работами музей особенно гордится?

— Перечислить все невозможно. Назову лишь некоторых авторов: Поленов, Айвазовский, Пимоненко, Саврасов, Яблонская, Коровин... А как не вспомнить об одиннадцати уникальных живописных работах талантливого русского художника Михаила Шибанова, которые были выполнены с 1783 по 1786 гг. для иконостаса Свято-Екатерининского собора в Херсоне? Более полное собрание произведений этого автора — только в Третьяковской галереи.

— А подарки музею сейчас заведено делать?

— Еще как! За последние два года нам подарили около тысячи работ. Большую коллекцию экслибрисов презентовал коллекционер Михаил Емельянов (627 работ), около 300 работ (графика, живопись) передала вдова художника Феликса Кидера. Херсонский живописец Егор Толкунов подарил почти 40 своих работ, акварелист Георгий Петров — 12, вдова художника Константина Московченко пожертвовала музею пять работ мужа. В дар музею переданы и произведения генического художника Николая Писанко...

— Выставочных залов в музее сейчас мало, а коллекция большая. Как выходите из такой непростой ситуации?

— Ежегодно наши научные работники готовят до 30 выставок. Это большая нагрузка, но мы хотим, чтобы жители Херсона и гости города видели наши сокровища. Поэтому к разным праздникам, юбилеям обязательно готовим новые выставки. Только за последнее время мы познакомили любителей прекрасного с творчеством скульптора Ивана Мудрака, с успехом прошла ретроспективная выставка к 125-летию Алексея Шовкуненко... Большой резонанс имела выставка авангардного искусства Херсона. К Троице подготовили выставку из нашей коллекции иконописи XVII—XIX веков и церковного шитья.

Вообще, организация выставок требует достаточно больших физических и моральных сил. Ведь лифтов у нас нет, и мы все таскаем по мраморным лестничным маршам. Развешивание, построение экспозиции, аннотации, каталоги... Это — огромная работа.

Беседу вела София СЕРЕБРЯКОВА Херсон. Фоторепродукции предоставлены Херсонским областным художественным музеем
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ