В условиях отсутствия государственной поддержки показывать миру настоящее, культурное, лицо Украины взялся социально ответственный бизнес. Благодаря одной из таких инициатив киевляне смогли познакомиться с одним из наиболее интересных представителей украинского авангарда Борисом Косаревым. Недавно в помещении Stedley Art Foundation состоялось знакомство с фондом и представление международного выставочного проекта «От лотоса к серпу: Харьков в творчестве Бориса Косарева». Вскоре фонд и галерея «РОДОВIД» повезут выставку харьковского художника в Нью-Йорк, где она будет проходить в Украинском музее. Следует заметить, что впервые и в последний раз мир видел работы Косарева только однажды — в 1937 году в Париже.
Борис Косарев (1897—1994) жил и творил в Харькове. В то время город был украинской столицей. Была развернута масштабная украинизация, что не могло не повлиять на Косарева. В его творчестве немало обращений к народным мотивам.
Сфера творческих интересов Бориса Косарева — очень широкая: он был и живописцем, и фотографом, и художником театра, и графиком (создавал иллюстрации к книгам, рисовал плакаты, афиши). Входил в харьковскую группу молодых художников «Союз Семи».
Художественное становление Косарева проходило в кругу таких представителей авангардистской культуры, как Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Николай Асеев, сестры Синяковы, Василий Ермилов, Борис Глаголин, Александр Хвостенко-Хвостов, Анатоль Петрицкий, Данила Демуцкий, Александр Довженко. Авторы первой научной монографии о его творчестве «Борис Косарев: 1920-ті роки. Від малярства до теа-кіно-фото» Татьяна Павлова и Валентина Чечик подчеркивают, что художник, с одной стороны, является типичной фигурой отечественного авангарда, но вместе с тем он очень своеобразно откликался на новации времени. Важным мотивом его творчества выступал архитектурный образ Софии Киевской.
Примечательным моментом в творческой деятельности Косарева является его сотрудничество с выдающимся Александром Довженко во время съемок фильма «Земля». Искусствоведы отмечают, что Довженко не брал в свою команду кого-нибудь, а только тех, чье мнение для него действительно было важным.
Международный проект, который представят в Нью-Йорке, будет состоять из 105 работ Бориса Косарева, созданные в самый плодотворный творческий период, — с 1915-го по 1935 год. Коллекцию на протяжении многих лет собирала и хранила дочь художника Надежда Косарева. Она рассказала «Дню», что это было очень непросто: большинство настоящих шедевров были спрятаны. Ведь быть футуристом в советские времена означало фактически подписать себе смертный приговор. Многим работам вообще было присвоено чужое авторство.
— Говорят, что успеха в искусстве можно добиться остроумием и нескромностью... Например, созерцая творения Бориса Косарева, понимаешь, что за ними стоит достаточно серьезная культура, — говорит искусствовед Дмитрий ГОРБАЧЕВ. — Это — культура икон, которую в свое время очень любили художники-авангардисты. Большой радостью для тогдашних молодых художников была поддержка Марии Синяковой. В работах Косарева прослеживается то, что для него она была учителем. Синякова стала музой Хлебникова. Кстати, Хлебников считал бедность преимуществом в жизни художников. Косарев и Ермилов переживали бедность как стимул. Сытый человек не очень склонен к творчеству, считали они, а когда человек голоден, его креативность достигает чрезвычайных высот. Философия тогда была такая: чем меньше, тем лучше. Таким было и искусство Малевича — бедное, но энергичное. Таким оно передалось Косареву. Как-то мне пришлось встречаться с Кесаревым, я долго с ним общался. Очень счастлив, что тогда мне удалось записать его воспоминания. Но я заметил, что он очень следил за тем, что говорил, чтобы не сказать чего-нибудь лишнего. Ведь почти все его окружение расстреляли. Но власти не удалось уничтожить — ни художников, ни искусство. Его приглушали, однако оно все равно прорывалось. Все эти художники, в том числе Косарев, не стали пропагандистами, хотя получали соответствуюшие заказы. У Косарева был эстетический подход. Он был эстетом нового искусства, а политика для него служила лишь материалом (впрочем, примечательно: когда началось тотальное сталинское наступление на украинское крестьянство, Косарев откликнулся на это, создав цикл открыток «Сорочинская ярмарка» 1929 г. — Ред.). Кто-то из его учеников рассказывал, как одному из студентов заказали «халтуру»: портрет Маркса. Он прочитал четыре тома «Капитала» и растерялся: как же его написать? Косарев ему сказал: «Нужно ли читать «Капитал», если тебе просто нужно изобразить мужчину с бородой?»
Да, в самом деле, Косарев был великим мастером украинского искусства, как и его знаменитые соратники — Курбас, Петрицкий, Довженко, Малевич, Ермилов.