Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Плакат как призыв к свободе

«Польская школа плаката и ее последователи» — это 33 оригинальных плаката на театральную и кинотематику, созданные в период с 1968 по 2007 годы польскими авторами
12 мая, 2011 - 19:54
ЯН МЛОЖЕНЕЦ. «САКРАЛЬНЫЙ ОСТРОВ». 1987 г. / ВИКТОР САДОВСКИЙ. «RIGOLETTO». 1997 г.

На этой неделе в Национальной академии искусств Украины, по инициативе Польского института в Киеве, была открыта экспозиция польского плаката «Польская школа плаката и ее последователи».

Среди представленных 33-х плакатов — произведения уже признанных польских классиков-плакатистов Яна Леници, Генрика Томашевского, Яна Млодоженца, Вальдемара Свежи; а также современных последователей традиций хорошо известной в мире школы польского плаката Веслава Вакульского и Виктора Садовского.

Самый громкий голос польская плакатная школа имела в 50—60-е годы прошлого века.

Ярослав ГОДУН, директор Польского института в Киеве объясняет почему:

— Конечно, не случайно расцвет польского плаката приходится на 50—60-е годы ХХ века.

Это был ветерок свободы. Ведь именно тогда зарождалась польская «Солидарность», интеллигенция и рабочие в социально сложное и несвободное время почувствовали единство в призыве общечеловеческой, всем необходимой свободы.

На этой экспозиции мы видим больше 30-ти плакатов, которые объединены культурной тематикой. Но тематика — не единственное, что их объединяет. Они созвучны также в своем стремлении к свободе.

Именно в тот период художники, которые стояли у истоков этого художественного явления, по- новаторски ввели в плакат средства живописи — активное красочное пятно и свободное формирование художественного образа.

Плакат не только содержал текстовую информацию, но и визуально комментировал содержание текста с помощью художественной метафоры, символа или аллегории.

— Польская школа плаката — явление нерядовое, даже уникальное.

В жестких тисках идеологии, в жанре, не созданном для искусства и полностью подвластном коммерческим целям художникам, впрочем, удалось создать просто уникальные художественные произведения, — говорит Виталий ШОСТЯ, заслуженный деятель искусств Украины, заведующий кафедрой дизайна Национальной академии изобразительного искусства Украины.

— Классик школы польского плаката Ян Леница говорил: «Плакат — это искусство улицы и измерением его ценности является не то, что он должен рассказать, но то, как именно он это делает».

Плакат использовал разнообразные техники: от графики до живописи. Это настоящее искусство, которое приучает людей к прекрасному.

 

 

 

 

 

София КУЩ. Фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ