Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Потомок казака, покоритель Парижа

Рожденный в Харьковской губернии, Сергей Василькивский почувствовал образ Украины и покорил французские художественные салоны
28 октября, 2010 - 19:44
«ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ» / «УКРАИНСКИЙ ПЕЙЗАЖ» «ЗАПОРОЖЕЦ НА СТРАЖЕ»

Сергея Василькивского называют поэтом украинской живописи. Известный харьковский писатель, историк, композитор, общественно-политический деятель Гнат Хоткевич (один из тех, кто был расстрелян в 30-х) сказал о своем земляке: «Когда из рам глянет на вас все сиянием облитое широкое поле и послышится оттуда песня жаворонка, как легко, как свободно вздохнется тем воздухом, который волнами и целыми потоками льет на вас художник. И он, который жил одной жизнью с природой, который плакал над звуками и красками, заставляет и вас дрожать перед раскрытыми им тайнами жизни, вслушиваться в роскошную песню соловья и печальное воркование горлицы...»

Один из выдающихся украинских живописцев конца ХІХ — начала ХХ века Сергей Василькивский родился в Харьковской губернии. Его работы — а это преимущественно пейзажи Поднепровья, Подолья, Слобожанщины, жанровые картины и исторические полотна — создают глубоко обобщенный романтизированный образ шевченковской Украины. Вооруженный казак-всадник в степи или группа казаков на страже, в конном походе или на отдыхе — это один из основных сюжетов Василькивского. Чтобы передать дух эпохи, Василькивский вплетал в современные ему образы Украины лирические отступления и исторические пейзажи на казацкую тематику. Потомок казака, художник был ребенком природы, стремясь все увиденное, почувствованное и мнимое воплотить на холсте.

Впрочем, ошибочно было бы считать, что творчество Василькивского имеет исключительно локальное украинское измерение. Его понимал и безапелляционно принимал Париж. После учебы в пейзажной мастерской Петербуржской академии художеств, в 1885 году Василькивскому присваивают звание художника первой степени. За пейзажные этюды, в которых художник передавал живописность украинской природы, он получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль. А за картину «На Донце» на всероссийской академической выставке — большую золотую медаль и право на поездку за границу для профессионального совершенствования. Следующей покоренной вершиной стал Париж, открывший Василькивскому двери на выставки парижских салонов, — там его произведения принимали без оценки жюри. Такой чести удостаивался мало кто из иностранных художников.

Василькивский имел очень «плодотворный» талант — ежегодно художник писал 45—50 картин, немало из которых до сих пор сохраняются в отечественных музеях. Прежде всего — в Харьковском художественном музее.

Творчество Василькивского, рядом с его вневременной и внеконтекстной ценностью, может быть также полезным для современного украинского общества, которое страдает навязанными ему стереотипами Востока-Запада. Сергей Василькивский — художник, рожденный в Харьковской губернии, почувствовал и воспроизвел метафизический шевченковский образ Украины так, как не почувствовал и не воспроизвел его никто. И именно этот образ покорил Париж.

Изображения предоставлены Харьковским художественным музеем

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ