Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Расстрелянное Возрождение» украинской живописи

В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Михаила Бойчука и 75 лет — физического уничтожения Учителя и его учеников
26 октября, 2012 - 12:53
М.БОЙЧУК. «МОЛОЧНИЦА». 1910-е гг. КАРТОН, ТЕМПЕРА. НХМУ, КИЕВ / В.ПЕРЕВАЛЬСКИЙ. ПОРТРЕТ М.БОЙЧУКА. 1984 г. ГРАВЮРА НА ПЛАСТИКЕ М.БОЙЧУК. «ДЕВУШКА». 1909—1910 гг. БУМАГА, АКВАРЕЛЬ, ТЕМПЕРА. ЛЬВОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ

Личность Михаила Бойчука удачно сочетала в себе жизнеутверждающую селянскую натуру с утонченным вкусом интеллигента. Будучи галичанином по происхождению и воспитанию, пройдя художественную выучку в Академиях Кракова, Мюнхена и Парижа, он переезжает из Львова в Киев, чтобы на днепровских кручах развивать основанное им в Париже направление «нео-византизма» в «школу украинского монументализма» и таким образом реализовать свою давнюю мечту «возрождения украинского искусства».

Самобытная «школа украинских монументалистов» — явление уровня мировой культуры, — созданная в декабре 1917 года самоотверженным многолетним трудом Михаила Бойчука, в 1937 году перестала существовать. Сначала шутливое, но с выразительным пониманием значимости явления, никоим образом не оскорбительное название художников этой группы «бойчукисты» приобрело зловещий характер в критических выступлениях и публикациях советской прессы, закрепилось за ними уже как определение опасной принадлежности к формалистам-модернистам (что в условиях Советской Украины сразу же отождествлялось еще и с буржуазным национализмом), как клеймо, превратившее их из «товарищей по труду» в «товарищей по несчастью». Их художественный путь, их художественная судьба складывалась не так, как представлял себе Учитель, как мечтали они сами. Каждый выпил свою чашу до дна.

А начиналось все так романтично, ведь впереди была целая жизнь!

Михаил БОЙЧУК родился 30 октября 1882 года в галицком селе Романивка на Тернопольщине в Австро-Венгерской империи. Волей Божьего провидения или счастливого случая (местный учитель, заприметив способности парня, дал объявление во львовскую газету «Діло», на которое отозвался художник) пятнадцатилетний юноша оказывается во Львове в частной художественной школе Юлиана Панькевича. В 1898 году поступает в Краковскую академию художеств, где учится у известных профессоров Ф. Цинка и Л. Вичулковского и завершает учебу в 1904 году с серебряной медалью. Тогдашние достижения молодого Бойчука отметил Иван Труш в «Артистичному віснику» 1905 года.

Как стипендиат митрополита Андрея Шептицкого талантливый юноша продолжает учебу в Мюнхенской академии художеств, однако в 1906 году его мобилизуют на военную службу в австрийскую армию в Далмации. После демобилизации М. Бойчук в конце концов добирается до художественной Мекки, о которой он мечтал. «Нынче я ступил на парижскую землю...», — этими словами начинается письмо молодого художника митрополиту Андрею Шептицкому, датированное 13 апреля 1907 года.

Игнорируя официальную Академию художеств, где должен был бы учиться Михаил Бойчук, он в Париже посещает Академию Рансон по классу-мастерской П. Серюзье (1907 — 1910), выделявшуюся демократичностью учебного процесса и неординарной студенческой средой. И уже в 1909 году художник выставляет в Осеннем салоне несколько своих произведений — «Женщину с гусынями», «Женский портрет», работы, выполненные в технике «а la tempera» и «резко отличающиеся от окружающих полотен».

Участник выставок Осеннего салона и Салона независимых, член международного Союза художников и писателей (1910), М. Бойчук стал основателем авангардной художественной группы «Renovation Bizantine» — «Возобновление византийского искусства» (1909 — 1910), в которую входили М. Касперович, С. Сегно, С. Бодуэн де Куртене, С. Налепинская, Г. Шрамм и другие. Самобытность произведений этих художников отмечала европейская пресса.

Бойчуком была выбрана ориентация на «обновление византийского искусства», в котором он искал национальные корни украинской живописи. В то же время, в кругу парижских друзей М. Бойчук произнес значимую фразу: «Мы постольку является школой византийского возрождения, поскольку наша культура была под ее влиянием. «Нео-византизм» — это лишь термин для более легкого понимания; в конечном итоге мы имеем на это право. У себя дома мы будем называться иначе».

Осенью 1910 года художник вместе с С. Налепинской и М. Касперовичем возвращается во Львов, где поселяется в освободившейся мастерской И. Труша в доме Научного Общества им. Т. Шевченко. По приглашению директора Национального музея И. Свенцицкого занимается реставрацией икон и произведений темперной живописи, рисует собственные композиции на религиозную тематику. Сохранились в Национальном музее иконы «Тайная вечеря» и «Пророк Илья в пустыне», а ряд темперных эскизов, рисунков и акварелей тех времен были бережно сохранены ученицей львовского периода — художницей Ярославой Музыкой.

М. Бойчук стал автором фресковых росписей часовни Дякивской бурсы во Львове (не существует), монастыря о.о. Василиян в с. Словите около Золочева (Украина) и церкви Преображення в г. Ярославе (Польша), которые до нашего времени закрашены. По приглашению Российского археологического общества вместе с младшим братом Тымком и М. Касперовичем художник с 1912 года осуществляет реставрацию иконостаса церкви Трех Святых в с. Лемеши на Черниговщине (1912— 1914). Однако, как подданный австрийской империи, художник с началом мировой войны был интернирован российским правительством в г. Уральск, потом — в Арзамас.

В декабре 1917 года, вернувшись в Украину, по инициативе М. Грушевского профессор М. Бойчук возглавляет мастерскую иконы и фрески (впоследствии — монументальной живописи) в Украинской академии художеств. Тогда же женится на Софии Налепинской, а в следующем году у них родится сын Петрусь.

Во вновь созданной мастерской профессор М.Бойчук, отбрасывая устаревшие формы академической учебы, революционизировал систему и методику учебного процесса, обратившись к форме индивидуальной мастерской. Главной целью педагогической системы Учителя было воспитание национального художника нового типа с синтетическим мышлением, способного постичь новые эстетические ценности и поднять украинское искусство до мирового уровня. В 1922 году состоялся первый и единственный выпуск УАХ. Среди выпускников — ученики монументальной мастерской Бойчука: В. Седляр, И. Падалка, Т. Бойчук, О. Павленко, А. Иванова, М. Трубецкая, С. Колос и другие.

Продолжая педагогическую деятельность в Киевском институте пластических искусств (1922—1924), Киевском художественном институте (1924 — 1930), Ленинградском институте пролетарского искусства (1930 — 1931), Киевском институте пролетарской художественной культуры (1930 — 1934), Украинском художественном институте (1934—1936), М. Бойчук пытался воспитать в своих учениках (О. Бизюков, К. Гвоздик, О. Кравченко, М. Рокицкий, М. Шехтман, М. Юнак) чувство осознания великого назначения быть художником, привить им понимание высоких задач искусства. «Мы будем строить города, разрисовывать здания — мы должны творить Великое искусство», — оптимистично провозглашал на лекциях профессор.

Однако, концепция возрождения украинского искусства и его европейская ориентация насторожили большевистских вождей. В период идеологической кампании против «хвилевизма» в литературе и самоубийства М. Скрыпныка на страницах газет и журналов началась активная травля «бойчукизма». Связь школы Бойчука с традициями «византизма», на чем акцентировал внимание российский критик Я. Тугенхольд, стала главным козырем для идеологов советского режима в Украине для разоблачения «реакционности и враждебности» бойчукистов. «Зодчие социализма в роли апостолов церкви», — так иронизировали в прессе того времени, готовя почву для переименования их во «врагов народа национал-фашистского направления».

Практическая деятельность М.Бойчука и его лучших учеников советского периода проявилась в создании монументальных росписей Луцких казарм (1919) и художественного оформления Кооперативного института (1923) в Киеве, где, судя по сохраненным фотографиям, видно «как входят в творческую практику новые революционно-возвышенные темы, символические образы новой жизни...»; монументально-декоративном оформлении Селянского санатория им. ВУЦИК на Хаджибеевском лимане в Одессе (1928), что стало «первой в Советском Союзе попыткой решения в широком масштабе сложных проблем монументализма, осуществленных по развернутому идейно-тематическому замыслу»; но грандиозные монументальные росписи Червонозаводского театра в Харькове (1933 — 1935) в триумфально динамических формах сталинского «неоклассицизма», «приближавшего последний опус бойчукистов к ходульным образцам, распространенным в странах тоталитарного режима 1930-х годов».

...«Рядом с установленным картоном «Праздник урожая» сфотографирован сам Михайло Львович — понурая фигура, огорченное лицо, пронзительный взгляд на зрителя. Возможно в этом — осознанное надругательство?» — так охарактеризовала настроение художника периода росписей Червонозаводского театра искусствовед Олена Рипко.

«Растерянным, с вымученной улыбкой на устах» изобразил художника скульптор Бернард Кратко, создав гипсовый бюст Бойчука в 1936 году, известный нам лишь по небольшой репродукции в каталоге Шестой всеукраинской художественной выставки. Ведь ни одна из этих росписей не сохранилась. Как и станковые произведения киевского периода (1917 — 1937), которые были почти полностью уничтожены «искусствоведами в гражданском» и известны лишь из слабеньких фоторепродукций.

Арестованный в ночь с 25 на 26 ноября 1936 года по обвинению в шпионаже, профессор М. Бойчук очутился в тюрьме НКВД как «один из руководителей национал-фашистской террористической организации».

30 октября в селе Романивка Теребовлянского района на Тернопольщине, где родился художник, состоится празднование его 130-летнего юбилея.

Ярослав КРАВЧЕНКО, профессор Львовской национальной академии художеств, кандидат искусствоведения, Фоторепродукции предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ