Акция основана Министерством культуры. 67 проектов-победителей первого Фестиваля молодых украинских художников до 29 октября будут экспонироваться в «Мистецькому Арсеналі» в рамках выставки «Сьогодні, що так і не настало». В то же время, будет продолжаться образовательная программа.
«Биеннале современного искусства» не успела начаться, а уже вызвала немало шума среди «широких культурных масс». Масштабную акцию в области современного арта «государство» последний раз начинало еще в 2012 году. Была эта также Биеннале в «Мистецькому Арсеналі». Однако участие в международном проекте принимали преимущественно иностранные авторы. Второго «выпуска» в «Арсеналі» (2014 г.) так и не дождались.
У Фестиваля молодых украинских художников, к созданию которого в этом году приобщился Национальный художественный музей (по словам директора этой институции Юлии Литвинец, благодаря Биеннале музейщики приблизятся к созданию Музея современного искусства), — совсем другие принципы.
«Главной целью Биеннале является государственная поддержка творческой молодежи, содействие творческой реализации молодых талантливых художников в сфере современного визуального искусства, фотоискусства, сохранения и приумножения интеллектуального потенциала Украины, популяризация современного искусства среди широких слоев населения», — читаем в «Положении» о конкурсе. Участие в конкурсе будут принимать исключительно украинские молодые художники в возрасте до 35 лет. Кураторы — украинские (в этом году проект делали Лизавета Герман, Мария Ланько и Екатерина Филюк). И только жюри — «смешанное», отечественно-международное. Впрочем, 394 заявки от авторов из разных городов Украины, а также тех, кто сейчас проживает за рубежом, в данное время рассматривали хорошо известные эксперты.
Тему «главной» выставки кураторы предложили почти всеобъемлющую: «Сьогодні, що так і не настало». В промежутке между прошлым и настоящим, памятью и «альтернативной» историей, кажется, вообще отсутствуют сдерживающие факторы для творческой фантазии. Художники имели возможность проявить себя в полную силу.
Впрочем, ни максимальная художническая свобода, ни авторитет членов жюри, ни объемы и степень представительской экспозиции не спасли Биеннале от критики. В «Фейсбуке» совсем противоположные отзывы: от «полный конформизм и вторичность контента» до «завершенный арт-проект»...
Когда еще в Украине можно было увидеть такой большой — и достаточно объективный по показателям, как на наш взгляд, — «срез» именно «молодого» визуального» искусства? По-видимому, никогда. Ведь все годами сетовали на «отсутствие новых имен». Сейчас мы получили возможность сделать определенные выводы, каким оно является в действительности: это никем не виденное «следующее» поколение арта. («Почему на выставке совсем нет живописи?» — спрашиваю у куратора Екатерины Филюк. — «Не пишут», — вздыхает она...)
Каким должно быть, современное искусство Украины? Очень показательным является тот факт, что большой фестиваль отечественного арта, о котором говорят, проводится.
Что же касается отдельных работ форума — то из произведений 67 участников нет откровенно низких по уровню. Зато есть несколько просто суперклассных. Что характерно, лучшие конкурсные проекты имеют национальную окраску и в полной мере «остро актуальны» для современной Украины.
Нас особенно поразили «Киноцефалы Донбасса» донечанки Лии Досталевой: сочетание фото и самодельных мягких игрушек-собачек, созданных по фотопортретам современных донецких переселенцев, которые сейчас живут по всему миру. (С помощью смешных игрушек художница говорит о проблеме самоидентификации людей Донбасса.) Запоминается и ироническая инсталляция Сергея Григоряна «М.У.З.Е.Й. Музей гуцульской космонавтики и робототехники»: художник приглашает покорять Вселенную... с помощью народных промыслов. Интересный, хотя и более предсказуемый, «Генезис» львовянина Максима Максимова — монструозные насекомые и даже скелеты динозавров, чудовища и военная техника, собранные из засушенных растений или косточек животных. Мягкой самоиронией и размышлениями о влиянии прошлого на наше время подкупает и инсталляция «Льодовик» Петра Гронского, где старая «советская» мебель, что до сих пор стоит во многих домах, превратилась в глыбы льда, которые надвигаются на зрителя. «Прошлое формирует нас, даже наши эстетические вкусы», — объясняет художник.