«Когда кончается зима и в начале весны появляются цветы, их немного, но мы знаем, что придет весна и цветов будет тысячи», — такой была одна из установок украинского художника-монументалиста Михаила Бойчука своим ученикам. Его трудом в 1917 году была создана самобытная школа украинских монументалистов. Школа Михаила Бойчука просуществовала всего 20 лет и сплотила вокруг себя около сорока последователей, но основанное им направление в искусстве стало художественным и культурным явлением мирового уровня.
В Париже, где Михаил Бойчук и его последователи впервые заявили о себе, их называли неовизантистами. Михаил Бойчук действительно направлял свою работу на обновление византийского искусства, поскольку в византизме видел национальные украинские корни. Но, вместе с тем, он говорил своим ученикам: «Мы постольку являемся школой византийского возрождения, поскольку наша культура была под ее влиянием. «Неовизантизм» — это лишь срок для более легкого понимания. У себя дома мы будем называться иначе!» И в самом деле, в Украине это художественное направление получило название «бойчукизм» по имени своего основателя. А сам Михаил Бойчук называл свое творение школой украинских монументалистов. Монументализм Михаила Бойчука с его иконами и фресками для больших зданий обращался к итальянскому искусству Кватроченто. Вместе со своими учениками он создавал новый художественный стиль — синтетический, монументальный по характеру мышления художника, который в то же время основывался на традициях национальной культуры.
Хотя преимущественно творчество бойчукистов синтезировало в себе украинское изобразительное начало, кое-кто из его учеников обращался к другим культурным истокам. Среди них — Мануил Шехтман. В искусстве Шехтмана монументализм бойчукистов реализовывал себя на почве не украинских, а еврейских национальных традиций. По национальности Мануил Шехтман был евреем, потому и не удивительно, что в художественное направление своего учителя он привнес что-то свое, ему близкое. В то же время, наличие среди учеников Михаила Бойчука людей разных как по национальности, так и по социальному происхождению, еще раз подтверждает, что монументальное искусство бойчукистов вышло на мировой художественный уровень. Подробно о творчестве Мануила Шехтмана, а также других последователей Михаила Бойчука пишет Ярослав Кравченко в многостраничном исследовании «Школа Михаила Бойчука. 37 имен» (издательство «Оранта», 2010 год).
Мануил Шехтман с Житомирщины пришел в мастерскую Михаила Бойчука в двадцатилетнем возрасте, где сразу влился в творческий коллектив художников, влюбленных в своего учителя. После осмотра Осенней выставки Украинской академии искусств киевский критик Лев Динцес сказал о Шехтмане: «Интересен еще один ученик Бойчука. М. Шехтман — еврей, и национальный колорит его сравнительно молодых работ и делает его заметным на выставке. Взяв, с одной стороны, старинные восточные рельефы, а с другой еврейскую отрасль барокко, он характерно переплетает эти чуждые друг другу начала по образцу местных еврейских алтарей».
А еще за пять лет после осмотра I Всеукраинской выставки АРМУ в Харькове, где Мануил Шехтман демонстрировал свои картины «Погромлені» и «Мать», искусствовед И. Врона писал: «Работы Шехтмана — фрагменты целой поэмы, ужасной национальной эпопеи еврейского народа». В следующем году Мануил Шехтман создает картину «Переселенцы». В этой работе — трагизм еврейской семьи, которая вынуждена переезжать из обжитых мест в мечту «мест обетованных».
Вместе с тем Шехтман в своих работах обращался и к украинским мотивам. Во время росписи Крестьянского санатория в Одессе в 1928 году художник создал фреску, посвященную прошлому украинского села. Спокойная идиллическая картина выезда помещичьей семьи с борзыми на фоне холмов и каменного монастыря контрастирует со сценой издевательства барского эконома над крестьянином дровосеком. После завершения росписи санатория Мануил Шехтман работал заведующим отделом искусства Всеукраинского музея еврейской культуры, активно участвовал в выставках советского искусства в Харькове, Москве, Цюрихе, Токио. Но с началом преследований бойчукистов, которых обвинили в национализме, работы художника получили резко негативную оценку. Картина «Погромлені» приводилась в качестве примера враждебного советской идеологии искусства. А в 1937 году эта его работа очутилась в списке 29 произведений «врагов народа» из Государственного украинского музея, подлежащего уничтожению. Картине чудом удалось уцелеть.
В результате идеологической травли Мануил Шехтман еще в 1934 году переехал в Москву, где занимался оформлением спектаклей в Государственном еврейском театре. Художник погиб в начале Второй мировой войны под Москвой при неизвестных обстоятельствах.
Несмотря на другие национальные корни, сама учеба в мастерской Михаила Бойчука навсегда определила художественный стиль Мануила Шехтмана. Как утверждает искусствовед Людмила Соколюк, «именно бойчукизм стал для Шехтмана той надежной точкой опоры, отталкиваясь от которой художник разрешал проблемы, связанные с развитием искусства еврейского народа».
Изображения — из книги Ярослава Кравченко «Школа Михайла Бойчука. 37 імен» (издательство «Оранта»)