Меня настолько поразило одно творение Лилии ПАШИНСКОЙ (подаренное моей подруге), что возникло острое желание познакомиться лично с художницей. На картине нарисован Иисус, из сердца которого струятся два луча. Я немало видела ликов Христа. Однако этот особенный — живой и любящий. (По-видимому, в нашей жизни так много религиозной традиции, что когда встречаем Живого Бога, останавливаемся потрясенные.)
Квартира Лилии Пашинской напоминает мини-галерею. К тому же она стильная. Не в плане дороговизны, а в смысле изысканного вкуса и творческой выдумки: старым вещам дано второе дыхание, а новым — «опыт», сочетав их с раритетами.
Из экспозиции видно, что у художницы два любимых направления: флористическое и экзистенциональное. Причем первое «освоено» давно, а второе — в процессе «освоения».
— Это совпало с моим обращением, — делится пани Лиля. — И теперь я чувствую: чем больше предаюсь Богу, тем большее желание имею рисовать Деву Марию, Христа и святых. А рисовать их — это пребывать в благословенном состоянии. Молиться. Ты отмежевываешься от мира, и перед глазами оживают библейские персонажи: Каин и Авель, Авраам, Исаак, Яков, Моисей, пророки Иеремия и Илья; сюжеты: выход евреев из Египта, рождение Сына Божьего, брак в Кане Галилейской, Страсти Христовы, Воскресение. К библейским сюжетам обращается немало художников и скульпторов — каждый в свое время. Те события — магнетические: в них кроется ответ на вечные вопросы о добре и зле, жизни и смерти.
— А цветы? Откуда такая страсть к рисованию цветов? — спрашиваю.
— Цветы — это красота. А красота не может не восхищать! — слышу в ответ.
(Художница и около своего подъезда цветник разбила. Все ходят-любуются, а ухаживает за ним только она.)
Оно и понятно, почему Лилия Пашинская акцентирует внимание именно на этих двух направлениях — экзистенциональном и флористическом, ведь они взаимосочетаемы. Имею в виду то, что Бог есть красота и величие. Я такое осознание пережила, увидев безграничность Атлантического океана.
В цветочной серии — и набухшие бутоны пионов, которых едва выдерживают стебли, и яркое разнообразие тюльпанов, и лилии, от запаха которых кругом идет голова, и изысканные ирисы, и хрупкие пролески, и распустившаяся ива, и подсолнухи, каждый из которых похож на солнце... Видно, что, рисуя их, художница играла с красками и оттенками. Временами цвет гармонично переходит в другой, похожий на предыдущий. А иногда — и диссонирует с тем другим, таким образом отделяя цветок от цветка и делая оригинальный букет, как будто только что из рук флориста одного из столичных элитных цветочных бутиков.
Кстати, каждая из картин Лилии Пашинской, прежде чем ее кто-то увидит, проходит своеобразное «утверждение» в учителя — народной художницы Украины Нины Божко. Обе достаточно часто видятся, говорят об искусстве и жизни. Временами в тех беседах рождается новая идея для воплощения. Но чаще замысел подбрасывает сама жизнь, точнее мир, — когда на него, по словам пани Лилии, смотреть широко открытыми глазами.
Этой весной она купила охапку тюльпанов. Дома такой вместительной вазы не нашлось. Положила их небрежно в ведро. Та небрежность и стала «фишкой». Тюльпаны, что называется, «в свободе» оперлись о края ведра или друг о друга и создали композицию, которая выглядела очень естественно. Что-то наподобие модной нынче «рваной» женской стрижки.
Вообще художница любит писать с натуры, особенно летом, когда все изобилует. Природа для нее — один из основных вдохновителей.
— У меня никогда нет такого внутреннего ощущения, что картина закончена, — рассказывает пани Лилия в завершение. — Даже когда она уже в домашней экспозиции или кому-то подарена. Все думаю: а если вот то переделать. Или то. Это я к тому, что рождение картины — процесс неожиданный, захватывающий и длительный.
P.S. 15 сентября выставка Лилии Пашинской откроется на ее малой родине — в Коростышеве, на Житомирщине.