Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинские «речі сили»

Жители мегаполисов, которых объединила любовь к народному искусству, создали уникальный арт-бук
24 ноября, 2016 - 16:00

Недавно в «Видавництві Старого Лева» свет увидел арт-бук «Скриня. Речі Сили», который дает возможность выстроить украинский мир с помощью большого количества месседжей. Этот современный проект ломает стереотипы, которые сложились об украинской культуре, и поднимает ее на высокую ступень. Об уникальной «попытке систематизировать то, из чего когда-то состоял мир наших бабушек и что неумолимо исчезает из нашей жизни», говорим с автором проекта Яриной Винницкой.

— Как возникла идея «объехать целую страну в поисках народных сокровищ и составить список украинского must-have: того, что должно быть в сердце и в доме каждого украинца»?

— Арт-бук «Скриня. Речі Сили» — это моя попытка понять, откуда у меня — человека, который родился и вырос в городе, — столько страсти к традиционной культуре. Почему я так давно и безнадежно загипнотизирована красотой народных шедевров, которые мы в свое время собирали по селам и часто подбирали на чердаках и мусорниках? Борщивскими сорочками, например, крестьянки мыли пол, потому что шерстяная нитка хорошо вбирает влагу.

Оттого эта книга — это некая этнографическая экспедиция внутрь себя самой.

Инъекцию любви к своему я получила от своих бабушек, которым и посвятила книгу.

Когда-то бабушки были настоящими жрицами Рода — они знали все тайны бытия и рецепт лучшего борща в мире, учили своих внучек говорить «Отче наш», заговаривать воду, вышивать низинкой, гладью, кафасором, шпатовкой, зерновым выводом, прогонять русалок, печь свадебный каравай и голосить по умершим.

Традиционная культура — это прежде всего о культе предков.

Умершие в действительности не умирали, а лишь уходили за пределы земные, оставаясь активными членами рода. Их призывали на Сочельник, для них варили ритуальное блюдо — кутью, ставили дедуха в красном углу, который должен был служить им жильем на протяжении праздников, бросали в реки скорлупки пасхальных крашеных яиц, чтобы вода отнесла их в на тот свет. Гробки, Поминальное воскресенье, Троица, Дмитриевские субботы, день всех святых — на протяжении года предков поминали так же часто, как богов или святых. Потому что предки и были богами — оберегами рода. Их портреты, взятые в рамочку под стекло, до сих пор можно увидеть в селах под рушниками рядом с иконами.

В мире, где исчезают традиционные ценности, где дети лишь звонят по телефону родителям на праздники, и «Going home for Christmas» больше не является «категорическим императивом», я хочу напомнить о хрупкости человеческих отношений и неловких попытках маленькой группы людей сосуществовать в родстве друг с другом. Об их неловких попытках любить друг друга.

— Кто работал над этим арт-буком?

— Работала большая команда профессионалов — дизайнеры, фотографы, коллекционеры, редакторы. Но здесь важно одно уточнение — мы постоянно отмечаем, что мы — не этнографы, и это не этнографический справочник. Это наша интимная история отношений с теми артефактами, которые попались нам на пути. Я — филолог по образованию, переводчик, журналист. Юлия Табенская — художник из Каменец-Подольского. Киевлянин Дмитрий Осипов — идеолог проекта и меценат. Мы все — жители современных мегаполисов, которых объединила любовь к народному искусству.

— Отчего это интересно и современно?

— С народным искусством сложно работать, потому что здесь существует очень много стилистических штампов.

Мы хотим поменять фильтры, сквозь которые мы воспринимаем традиционное искусство так, как мы меняем оптику на фотоаппарате, — народное в действительности является высоким и очень современным искусством.

Украина была крестьянской страной. И весь имперский шовинизм и миф о второсортности украинцев базировался на идее о том, что крестьянское — это что-то такое сомнительного качества. Например, народных художников не принимали в профессиональный союз, ведь они не настоящие художники, поскольку у них нет художественного образования.

Мы этим проектом хотим показать, что крестьянское может быть элитарным. Сорочки, созданные крестьянкой без образования и без освещения в селах Борщивского района Тернопольского уезда, достойны мировых подиумов. И старое, «давнее», может быть авангардным и актуальным. Для меня традиционное не имеет срока давности. Оно современно, потому что вечное.

Можно уже сказать, что  арт-бук «Скриня» стартовал успешно. Книга — это вообще лучший подарок, а такая подарочная книга — и подавно. Наша «Скриня» — словно маленькая копилка интересных вещей, которые можно рассматривать много раз, —  своеобразная книга для медитации. Она будет интересна и детям, и их мамам. Кроме того, эта книга представляет лучшие образцы украинского традиционного искусства.

Оксана ГРУБА, Львов. Фото предоствлены Яриной Винницкой
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ