Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Важный урок истории

В Музее истории города Киева проходит выставка, посвященная памяти 1000-летнего упокоения великого князя Киевского Владимира
3 сентября, 2015 - 15:20
Д. БАРАНОВСКИЙ. «КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК», 1987
М. БРАЙЧЕВСКИЙ. «ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР», 1966

Если вы до сих пор  уверены,  что музей — это скучные экспонаты в запыленных витринах, а  историю своей страны знаете по школьной программе и теленовостям,  обязательно посетите «Крест и Тризуб» и убедитесь в том, что прошлое, настоящее и будущее образуют единую, живую и пульсирующую ткань нашей жизни.

Главная идея проекта — показать преемственность государственности  со времен  крестителя Руси князя Владимира. Творческий союз музейщиков создал экспозицию из более чем  300 экспонатов, собранных из различных источников: из фондов Музея истории города Киева, Национального художественного музея Украины, Института археологии НАН Украины, Музея Шереметьевых, частных собраний художников — Галины Севрук и Алексея Любимая, — а также из архива  семьи Праховых.

Начало экспозиции посвящено событиям тысячелетней давности, здесь мы видим археологические предметы, которые  относятся ко  времени княжения Владимира Великого (980 — 1015). Рассказывая о  важнейшей роли княжеской дружины в деле защиты Родины, музейщики показали аутентичные доспехи и снаряжение, украшенное геральдическими символами, среди прочего — прекрасный  костяной реликварий с трезубцем, кистень и наконечник ножен с двузуба. Рядом  висит  огромная карта, обозначающая границы территории  Киева  — XIII столетий, и карта Киевской Руси с поселениями полочан, северян, древлян, волынян и уличей, а также тщательная реконструкция «города Владимира». В центральной витрине, к искреннему восторгу посетителей-мальчишек, показано самое настоящее оружие того времени — железный меч, а также  фрагменты украшений конских уздечек  и массивные княжеские перстни.

Очень подробно и интересно представлена история храмостроительства эпохи Киевской Руси на примере находок Десятинной церкви и других храмов Киевского детинца. Фото церквей и соборов, не сохранившихся до наших дней — взорванных большевиками или утраченных во время войны— сегодня особенно ценны, так как это их единственное документальное изображение. Рядом в витрине под стеклом мы увидим иконку Охтырской Божьей Матери, кипарисовый крест и деревянные четки. Роль князя Владимира-крестителя ярко освещена в иллюстрациях Федора Шаврина к книге «Владимир-Красное Солнышко» из собрания Национального художественного музея Украины. Главным же образом память о нем  увековечена в Свято-Владимирском соборе, построенном во  второй половине XIX века киевским архитектором Иваном Штромом. После окончания строительства стены храма три года  оставались  нетронутыми — их специально просушивали, чтобы краска держалась крепче. Затем под руководством профессора Университета святого Владимира Адриана Прахова собор расписали известные художники — профессор живописи Васнецов, художники Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Нестеров, Николай Пимоненко и Андрей Мамонтов, орнаменты сплетенной пшеницы при входе в главный неф собора созданы  Михаилом Врубелем. Архивы семьи Праховых существенно дополнили экспозицию, зритель увидит уникальные фото художников в тесном творческом кругу и во время работы — на фоне фресок.

Интересны и  акварельные портреты деятелей эпохи княжества, созданные посвятившему изучению истории Киева княжества всю свою жизнь историком и археологом Михаилом Брайчевским. Оригинальные керамические произведения шестидесятницы Галины Севрук («Князь Аскольд», «Княгиня Ольга», «Князь Владимир», «Илларион», «Данило Галицкий», «Грифон», «Летописец», «Древнерусский воин») доносят до наших дней образы важнейших фигур украинской  истории  со времен государства князя Владимира и до позднейшего времени. Впрочем, зрители увидят не только керамику и акварели, но и настоящие бумажные деньги  периода УНР и Украинского государства с изображением трезубца,  созданные по эскизам Георгия Нарбута, Василия Кричевского и других художников.

Название «Крест и Тризуб» полностью соответствует сути экспозиции, как центральные символы церковной и мирской власти на протяжении нашей более чем тысячелетней истории.

Приходите на выставку до 29 сентября и расскажите своим детям историю страны.

Фото предоставлены музеем

Елена ШАПИРО, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ