Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Возвращение из небытия

В днепропетровском музее установили авторство старинной картины XVII века
22 сентября, 2011 - 20:28
ИСААК ВАН ОСТАДЕ. «ЗИМНИЙ СЕЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖ». XVII в. / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ДНЕПРОПЕТРОВСКИМ ИСТОРИЧЕСКИМ МУЗЕЕМ

Сотрудники Днепропетровского национального исторического музея им. Д. Яворницкого радуются неожиданному открытию. Небольшая старинная картина, реставрацией которой занимались харьковские специалисты, оказалась работой голландского художника Исаака ван Остаде — брата всемирно известного мастера XVII века Адриана Ван Остаде (1610 — 1685). Иметь «голландца» среди своих экспонатов — престижно для любого музея мира, тем более что работы братьев Остаде можно встретить в ведущих европейских галереях. Как рассказала директор Днепропетровского исторического музея Надежда Капустина, картина давно хранилась в запасниках и, согласно документам, ранее принадлежала страстному коллекционеру, известному днепропетровскому архитектору Александру Красносельскому, который много ездил по миру. После его смерти коллекция перешла музею, а сама картина числилась как работа неизвестного художника XVIII века. Однако в ходе реставрации неожиданно была обнаружена подпись автора. Проанализировав характер письма и состав красок, специалист пришел к выводу, что картина действительно может принадлежать Исааку Ван Остаде — младшему брату и ученику известного голландского живописца. Исаак написал около сотни картин, которые очень близки по сюжетам к творчеству наставника. Его работ в музеях Украины и России практически нет, поэтому находку можно считать уникальной. Картина носит условное название «Зимний сельский пейзаж». Выполнена она маслом на деревянной основе размером 30х40 см. Теперь, считают в музее, главная задача — официально подтвердить подлинность работы. «Проблема в том, что на сто процентов подтвердить авторство Остаде могут лишь эксперты, которые глубоко знают голландскую живопись, а в Украине таких специалистов практически нет, — объясняет Н. Капустина. — Поэтому говорить о том, что пейзаж действительно нарисован в XVII веке в Голландии, мы сможем лишь после дополнительной экспертизы. Для этого нужно обращаться к специалистам из Санкт-Петербурга, затем везти картину на предполагаемую родину. На это нужны немалые средства, да и транспортировка через границу художественных ценностей — дело непростое». Пока же у жителей Днепропетровска появится возможность полюбоваться «Зимним сельским пейзажем», как и другими интересными экспонатами, на выставке «Возвращенные из небытия». Она откроется в историческом музее в октябре нынешнего года. Сотрудники музея подозревают, что в их запасниках имеется еще одна картина с голландской «родословной» — «Портрет мужчины со стаканом в руке», хотя подпись художника во время реставрации не проступила. Стоит напомнить, что несколько лет назад в запасниках другого музея — Днепропетровского художественного — при реставрации была обнаружена картина с именем гениального голландца Рембрандта Ван Рейна. Этот портрет девушки с жемчужными бусами до сих пор ждет окончательного заключения экспертов из Амстердама.

Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ