«Світовид» — это тот, кто объединяет, а потому представляет всю окружающую среду, иными словами — Вселенную (по Василию Скуратовскому). А еще — это художественное объединение, которое в 2010 году праздновало свое 20-летие. Согласитесь, достаточно серьезный возраст... В течение 20 лет состав группы менялся: кто-то выходил из объединения, приобщались новые участники. В частности, среди новичков, которые присоединились к «Світовиду» недавно, — Олесь Соловей, Виктор Коновал, Петр Зикунов.
Ядро группы остается неизменным: лауреаты Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко Мария Приймаченко (хоть она ушла из жизни, однако произведения художницы учасники «Світовиду» продолжают экспонировать на выставках, как и скульптуру, к сожалению, уже тоже покойного Виталия Шишова), Николай Стороженко, Александр Ивахненко, известные мастера Владимир Гарбуз, Василий Корчинский, Василий Копайгоренко, Иван Пилипенко, Елена Балыкова, Виталий Мовчан, Иван Брынюк, Николай Кочубей. Такие же неизменные и тематические интересы основателей группы.
Один из первых исследователей наработок участников коллектива В. Пидгора так писал об этом искусстве: «Это яркое явление конца XX века. Сложность и многомерность мира, его тревоги и поиски, обозначенные напряжением, динамизмом и экспрессивностью, метафизика ощущений, сочетание рационального и иррационального — неоднозначно прочитываются в этом выразительном живом искусстве». Обращение к древности также неслучайно — художники стремятся достичь могучих истоков, первоисточников, чистоты и прозрачности национального естества, самых искренних его проявлений, когда человек и природа были одним целым...
Заслуженный художник Украины Анатолий Марчук, который с 1998 года принадлежит к группе «Світовид», считает, что одним из важнейших условий вступления в это художественное объединение является создание искусства, которое несет в себе украинский мир. Конечно, это искусство должно задевать за живое. А что это значит? Художник отвечает так: «Вы приходите на выставку пассивным наблюдателем, пассивно идете мимо картин и смотрите... И вдруг вы увлекаетесь, волнуетесь, изумляетесь, возникает миг прозрения... Так же пассивно вы впервые берете в руки книжку поэта, бегло читаете одно стихотворение, второе. И тут... Зритель является соавтором в этом процессе».
Картины Анатолия МАРЧУКА — яркие и сочные, насыщенные светом, нестандартные по своим сюжетам, невзирая на то, что герои — знакомы всем.
— Анатолий, каждый сознательный человек ищет свое место в жизни и в творчестве. Какие акценты в этих поисках для вас являются важнейшими?
— Я считаю, что каждый человек должен быть в согласии со своей совестью и иметь порядок в своем жилище. А этот порядок нужно настойчиво наводить. Тогда у нас будет благополучие в стране. Следовательно, начинать нужно с малого; если каждый человек обустроит свою усадьбу как следует, таким образом, мы поднимем страну. А власть не должна мешать. К сожалению, у нас не созданы условия для обустройства ни усадьбы, ни страны — мешают законодательный хаос и удушающие налоги. Возможно, именно поэтому моя жизнь разделилась на творчество и на общественную деятельность. С одной стороны, я столичный художник, со второй — сельский просветитель, который превратил отцовский дом в селе Козычанка на Киевщине в культурно-художественный центр. На протяжении пятнадцати лет я провожу в козычанской усадьбе пленеры для живописцев и симпозиумы для скульпторов, организовываю литературные праздники. В райцентре Макаров создана районная галерея, состоящая как раз из картин художников, которых я принимал. Каждый раз художники дарили одну из своих картин, и таким образом образовалась хорошая коллекция, в которой насчитывается, в настоящее время, восемьдесят произведений шестидесяти известных украинских художников, среди которых заслуженные и народные, профессора и академики. Кстати, во всей большой Киевской области есть всего три картинных галереи. В моих планах убедить власть в том, чтобы Макаровская картинная галерея переросла в музей изобразительного искусства, который приобрел бы статус государственного. Относительно постоянной экспозиции скульптур, то для этого необходимы дополнительные помещения. Поэтому сад из двадцати пяти скульптур находится в моей усадьбе под открытым небом. Даже в Киеве нет такого, в парках стоят лишь единичные скульптуры.
— Вы, наверно, иногда чувствуете себя героем пословицы: «Один в поле не воин»...
— Чувствую, но не могу смотреть на беспорядок равнодушно. Я люблю жить красиво и содержательно, чтобы вокруг меня были творческие симпатичные люди. Поэтому и провожу симпозиумы скульптуры и пленеры живописи на собственные средства, такие мероприятия меня вдохновляют, я не могу постоянно сидеть в мастерской. Недавно на свои деньги выпустил книжку «Історія Козичанки», сделал подарок людям.
— В настоящее время, украинских художников волнует непомерное повышение арендной платы за мастерские. Чем это угрожает художнику?
— Это угрожает не художнику, а нации. Нет мастерской — нет творчества, нет шедевров. Государство сейчас не стоит на защите культуры, искусства.
— В объединении «Світовид» вы с 1998 года, скажите, сложно ли было вступить в эту группу, ведь это достаточно камерная структура?
— Нет, не сложно. Знаете, мне представляется, что в «Світовиді» все очень разные, но в то же время, объединенные общей целью.
Один из основателей, теоретик «Світовиду» — Владимир Гарбуз, так рассказывает о назначении творческой личности в мире: «Я верю в свет среди хаоса, в вечное движение и космическую энергию творчества — движение мысли, интуицию, сокровища подсознания...». В произведениях представителей «Світовиду» — Вселенная, воспроизведенная украинцами. А создана она Богом. Богатая, живописная, откровенная, захватывающая. Это вечная и неисчерпаемая тема для творчества.