Украинские мастерицы знали свыше 250 техник шитья: вырезание, смереживание, настилывание, вышивание верхоплутом и кучерявыми швами и тому подобное. Это богатство демонстрируют на выставке «Шедевры украинской народной вышивки». В рамках проекта впервые представляют образцы вышивки, датированные концом XVII и XVIII веками, это фрагменты церковного вышивания шелком и золотыми и серебряными нитями, также есть много работ второй половины ХІХ — начала ХХ века.
«Чем древнее вещи, тем они лаконичнее, — рассказывает заместитель генерального директора по научно-фондовой работе «Музея Ивана Гончара» Юрий Мельничук, который на открытии выставки провел экскурсию по ней. — В древние времена красные нити были дорогими, потому что до появления анилиновых красителей их красили насекомым червецом, собрать которого было очень трудно».
Поражают сорочки с плотной вишивкой на рукавах, которые так и называли — рукава. Нередко орнамент состоит из маленьких спиралей, например, красных и синих. «Есть образцы, где таких спиралек на одном рукаве более девяти тысяч! Шитые они стеблевым или тамбурным швом, в одной спиральке 13 стежков. И это — один рукав, а еще есть вставка, манжеты, пазуха, воротник, — перечисляет Юрий Мельничук. — Иногда целую зиму две сестры вышивали одну такую сорочку — для той, которая первой выходила замуж».
«Хитрая» композиция у сорочек из Закарпатья — современный человек может надеть такую задом наперед. Вырез у этих сорочек более глубокий на спине, густая вышивка на рукавах, так называемые заплечики, также расположены сзади. «В спину вам смотрят люди с разной, как говорят, энергетикой. И заплечики призваны отталкивать всяческий негатив», — объясняет Юрий Мельничук.
Мережаные рушники из Полтавщины вышиты белью. Этот регион часто ассоциируют с вышивкой белым по белому, но Юрий Мельничук опровергает это, говорит, что местные мастерицы использовали черные нити, нити цвета индиго и коричневые, крашеные в дубовой коре. Кстати, изготовить белые нити, пригодные для вышивки, было сложнее, чем цветные. «Три года подряд выбеливали нити, чтобы они имели силу и ими можно было вышивать сакральные узоры, — отмечает Юрий Мельничук. — Нити выбеливали на солнце. Их стелили на берегу реки, и все четыре стихии «принимали участие» в этом процессе: огонь — солнце, воздух — ветер, вода, которой мочили пряжу, и земля, на которой оно лежало».
Каждый рушник и даже каждая сорочка, по сути, имели специальное назначение: для поста, Пасхи, свадьбы, обряда поминания. «Секреты мастерства передавались по женской линии. Вышивание — это священнодействие, — убежден Юрий Мельничук. — Возвращение к этим традициям сегодня очень важно. Традиционная культура — спасательный круг, за который мы должны ухватиться».