Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Закон намеков

Художник Ростислав Котерлин представил проект о неведомом, формирующем нашу жизнь
20 октября, 2016 - 16:36

Некоторые люди утверждают, что видели неопознанные летающие объекты. Более того, кого-то пришельцы якобы похищали. Каждый по-разному относится к таким рассказам, но в жизни и без них немало странного. Не обязательно это какие-то создания, оставляющие круги на полях. Совпадения и знаки, несущественные, на первый взгляд, сильно влияют на жизнь, даже формируют ее. По аналогии с НЛО художник из Ивано-Франковска Ростислав Котерлин предлагает называть это «неясными объектами жизни», OLO — то есть «Obscure Living Object». Его проект «Неясный объект жизни» сейчас представлен в арт-центре «Я Галерея» в Киеве.

ПОИСКИ СУЩНОСТИ

Вместо античного «бога из машины» — «Deux eх human gadgets», «бог человеческих гаджетов», некий идол из розового искусственного меха, серы, эмали, пыли. По мнению автора, сакральное значение новых приборов, щедро создаваемых людьми, часто превалирует над прямым, первичным.

Изображение пары, напряженно борющейся на лужайке (работа «Закон травы»), отсылает к высеченным атлетам из Акрополя. Но вместо камней — трава, вместо двух мужчин — мужчина и женщина. Картина создана без использования краски. «Есть сера, спиртовой раствор травы, обожженная глина и немного угля, — перечисляет Ростислав Котерлин. — Когда провел этим раствором по белой поверхности, нарисовал тело, получил реальный цвет кожи, только бледный. Еще пришло в голову, что трава прорастает из земли, в которой лежат люди».

Идея выставки у художника возникла давно. Образы, использованные в ней, появлялись неожиданно, а затем художник подыскивал приемлемую форму для их воплощения. Ростислав Котерлин говорит, что сталкивается с неясными объектами всю жизнь (как, вероятно, каждый), но начал задумываться об этом в зрелом возрасте. «Человек постоянно пытается найти свою фундаментальную сущность, с которой рождается. Открываешь все больше тайн в себе и неожиданно понимаешь, что долгое время делал вещи, которые не были твоими. Собственно, они были объектами, работавшими через тебя, — рассуждает Ростислав Котерлин. — Когда начинаешь эти вещи осознавать, не поддаваться им, тогда, возможно, начинается настоящая жизнь. Но, в то же время, она становится еще загадочнее».

ЗА ПРЕДЕЛАМИ НОРМЫ

Проект сочетает много форм — видео, работы на полотне, пластику. Также представлена «Книга намеков», авторское издание Ростислава Котерлина, которое представлено и как артефакт, и как малая повесть в контексте выставки.

«Ростислав выпустил «Книгу намеков» и отправил мне экземпляр в подарок. Это было первым шагом к тому, чтобы проектно осмыслить все. Вероятно, это состоялось больше чем полтора года назад, — вспоминает основатель и куратор «Я Галереи» Павел Гудимов. — Ростислав Котерлин является довольно сложным художником с точки зрения экспонирования, он очень автономный. Тематически работы будто связаны, но, в то же время, обособленные, и основная задача куратора — объединить все это в один проект».

Павел Гудимов отмечает, что впервые в рамках одной выставки демонстрируется столько видеоработ — в целом пять. Среди них — «Велкикй адронный бог», интервью Ростислава Котерлина с другом детства, живущим в собственном мире, его привычные собеседники — боги. Документальность здесь сочетается с театральностью. Сказывается личный опыт художника: Ростислав Котерлин имеет журналистское образование и работает художником в театре кукол.

«Мой товарищ детства из видео является журналистом по специальности, некоторое время назад он неожиданно отрекся от мира. Я наблюдал за ним со стороны. Часто замечаю его на улице, когда он просто сидит, смотрит на людей, пьет кофе и курит. Может помахать мне рукой. Из нескольких разговоров понял, что он интересный человек. Возможно, специалист скажет, что у него легкая форма шизофрении, но в какой-то степени мы все шизофреники. Просто человек убежал от этого мира в свой, — делится Ростислав Котерлин. — У этого мужчины очень интересные с точки зрения христианской символики рассказы о переживании контактов с богом. Не раз был свидетелем, как такие люди предсказывали какие-то вещи, даже связанные со мной, поэтому отношусь к ним просто как к иным, более загадочным, возможно, более ранимым. Как будто мы живем в какой-то норме, а эти люди выходят за ее пределы».

АРТ-ТЕРАПИЯ И ТОЛЧОК К РЕФЛЕКСИЯМ

Кто руководит неясными объектами жизни? Чьим проявлением они являются? «Каждый из нас объясняет это по-своему, — утверждает Ростислав Котерлин. — Конечно, есть определенные высшие силы. Уже даже физики говорят, что, когда человек умирает, он переходит в какой-то более тонкий пласт бытия. И ученые пытаются это описать на физическом уровне. Есть какая-то форма жизни, нам не доступная».

Художник призывает к самой рефлексии. «Людям нужно больше смотреть, думать, выбирать что-то настоящее. Идти туда, где глубже, а не туда, где все на поверхности и понятно, — убежден он. — Сегодня каждый живет в своем персональном мире, окруженный гаджетами, массивом информации, которая, скорее, только забивает мозги. И, чтобы считывать неясные объекты жизни, нужно хотя бы иметь желание в чем-то разобраться».

Собственно, новая выставка в «Я Галерее» поможет «протереть очки» и научиться объяснять так называемые OLO. Постичь что-то необъяснимое и перейти на новый уровень, где загадочного еще больше. «Думаю, общество нуждается в таком художественном анализе, арт-терапии, художественном осмыслении действительности, — говорит Павел Гудимов. — И этот проект как раз является попыткой такой арт-терапии для общества в целом и лично для каждого».

Выставка «Неясный объект жизни» продлится в «Я Галерее» в Киеве до 12 ноября.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ