Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вдохновленный оперой

Тадей Эдер отпраздновал 70-летие
19 февраля, 2013 - 13:14
ТАДЕЯ ЕДЕРА ВІТАЮТЬ НАРОДНІ АРТИСТИ УКРАЇНИ — ЗАНЬКІВЧАНИ ТАЇСІЯ ЛИТВИНЕНКО ТА ФЕДІР СТРИГУН / ФОТО ОЛЕНИ ХРАМОВОЇ

В воскресенье директор Львовского национального театра оперы и балета им. Соломии Крушельницкой отпраздновал юбилей. Поздравить Тадея Эдера приехали директоры европейских и украинских оперных театров, руководители музыкальных академий, оперные исполнители с мировой славой. Родной театр посвятил Тадею Александровичу многочасовой спектакль «Вдохновленный оперой!», участие в котором приняли солисты оперы и балета, а также хор и симфонический оркестр. Как стало известно «Дню», к юбилею Президент Украины Виктор Янукович наградил Тадея Эдера орденом князя Ярослава Мудрого IV степени — «За значительный личный вклад в развитие отечественного театрального искусства, многолетний плодотворный труд и высокий профессионализм».

Напомним, внимание общественности и художественных кругов Тадей Эдер прежде всего привлек творческими проектами, среди которых, в частности, заказ Мирославу Скорику и постановка на львовской сцене оперы «Мойсей» и балета «Возвращение Баттерфляй». Напомним также, что по инициативе Тадея Александровича Львовский театр оперы и балета первым на территории СНГ вступил в международную ассоциацию «Opera Europa», которая объединяет ведущие театры Западной Европы. Огромная заслуга Эдера, несомненно, и в том, что здание оперного, в отличие от других театров Львова, — в идеальном порядке!

— Я как музыковед с большим интересом изучала историю нашего оперного театра, — говорит Любовь КИЯНОВСКАЯ, профессор Львовской национальной музыкальной академии им. Николая Лысенко. — Еще более 100 лет назад, театр имел счастье в лице предприимчивого и артистического директора Тадеуша Павликовского — выдающегося режиссера и театрального деятеля. Потом театр возглавил гениальный предприниматель Людвиг Геллер, который смог привлечь в театр многих инвесторов и продолжал линию новых постановок. По моему мнению, Тадей Эдер имеет синтетические черты — и Павликовского, и Геллера и подтверждает то диалектическое развитие — по спирали, когда на каком-то этапе опять появляется личность, которая аккумулирует в себе очень много новых идей и очень энергетическая. Тадей Александрович — творческая личность.

— Тадей Эдер выделяется харизмой, виденьем жизни, неповторимым почерком в профессии. И возраст Тадею Александровичу — не препятствие, — считает Андрей МАЦЯК, генеральный директор Львовского национального академического драматического театра им. Марии Заньковецкой. — Мы, младшие, наверное, более прагматичные, более спокойные. Я убежден, что мы еще годы и годы будем удивляться его творческим «кульбитам», будем восхищаться его интересными решениями. Он нестандартный, он временами странный в своих решениях, но он — неповторимый!

— Присвоить театру имя Соломии Крушельницкой, установить в Зеркальном зале бюст Соломии Крушельницкой, Модеста Менцинского, Александра Мишуги, Ярослава Вощака, сценографа Евгения Лысыка, которые в разное время создавали славу театру, а также папе Римскому Иоанну Павлу ІІ, который благословил творцов оперы «Мойсей», — все это замыслы Тадея Александровича, — напоминает Надежда ТРУШ, руководитель информационной службы Львовского национального театра оперы и балета им. Соломии Крушельницкой. — Именно Эдер инициировал установление скульптурного портрета Крушельницкой в миланском «Ла Скала». При его руководстве Львовская опера получила статус «национальной».

— Львовская музыкальная академия и Львовская опера очень связаны между собой, ведь почти 95 процентов работников оперного театра — это выпускники нашей академии! Более того, Тадей Александрович является почетным профессором нашего учебного заведения, и это также закономерно, потому что он принимает большое участие в подготовке и воспитании специалистов, открывает им эту дорогу, дает возможность в последующем совершенствоваться, — подчеркивает Игорь ПЫЛАТЮК, ректор Львовской национальной музыкальной академии им. Николая Лысенко. — Он является примером прекрасного современного менеджера, который понимает рынок, знает потребности этого рынка и старается работать именно в соответствии с потребностями этого рынка. На протяжении последнего времени, Львовская опера заняла достойное место в европейском контексте.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ