Уже больше чем полтора десятка стран (не считая органы власти местного уровня) официально признали ужасный «террор Голодом» 1932—1933 гг. тем, чем с самого начала это злодеяние было на самом деле — геноцидом украинского народа. И вот Комитет Сената США по иностранным делам проголосовал за такую же резолюцию, существенно приблизив, надеемся, окончательное решение Соединенных Штатов (на высшем законодательном уровне) по оценке этой страшной катастрофы в истории нашего народа. Думается, не нужно говорить о значении этого — совсем не символического шага.
Соавторами резолюции выступили более чем 20 сенаторов от обеих ведущих партий, что существенно. Сопредседатель группы дружбы с Украиной в Сенате США Портман подчеркнул, что «эта важная резолюция чтит память миллионов украинцев, пострадавших от жестокой политики Йосифа Сталина по использованию голода как оружия, чтобы попытаться сломить стремление Украины к независимости от советского гнета. И сейчас, отметил сенатор Портман, Украина продолжает бороться, чтобы «защитить свою независимость и суверенитет перед лицом российской агрессии».
Если США на высшем уровне публично квалифицируют голодомор 1932—1933 гг. в Украине как геноцид (есть основания ожидать этого, хотя впереди еще голосование Сената в полном составе), то это будет знаковым, исключительно важным событием для нашего государства. Это будет означать, что любое преступление (а прежде всего, может, преступление геноцида), сколько бы лет ни прошло после его совершения (в этом случае 85), будет названо на весь мир высшим законодательным органом самого влиятельного государства планеты тем, чем он является — продуманным, заранее спланированным истреблением народа. Справедливость, хотя бы политическая, наступит.
Комментируя это важное событие, мы не можем обойти вниманием два момента. Во-первых — это победа многих честных украинских историков, и особенно нашего незабываемого Джеймса Мейса. Потому что именно он на протяжении трех десятилетий, начиная со времен работы в Комиссии Конгресса США, неопровержимо доказывал: голодомор был не ужасным просчетом Сталина, а сознательным и продуманным курсом на усмирение Украины любой ценой.
Также есть хорошие основания для оптимизма. Мы помним, какое безумно е сопротивление оказывала Россия именно такому политико-юридическому решению как на уровне ООН, так и на уровне ведущих государств Запада. И вот теперь эта резолюция. Ее действительно можно назвать Победой.