Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Читая Юнгера

23 ноября, 2016 - 11:06

Книга немецкого писателя  Эрнста Юнгера «В стальных грозах» (перевод Юрия Прохасько, «Книги-ХХI», Черновцы) увлекает с первых строк. Ее считают  выдающимся произведением фронтовой документалистики. Юнгер прошел всю Первую мировую, поднявшись в армейской иерархии от рядового до командира роты, был 14 раз (!) ранен, но, главное, немногие смогли так передать дыхание войны. Вот лишь несколько цитат:

«Грохот от разрыва мины совсем другой, он действует на нервы гораздо сильнее, чем граната. В нем вообще есть что-то хищное, хитрое, что-то от личной ненависти. Мины – коварные существа. Гранаты из гранатомета — это их миниатюрный подвид».

«Впервые я столкнулся здесь с планомерным уничтожением (тактика «выжженной земли» – Д.Д.), которое впоследствии пришлось видеть в жизни сверх всякой меры; оно фатально связано с экономическим мышлением нашей эпохи, самому разрушителю приносит больше вреда, чем пользы, а солдату не добавляет чести».

 «Я думал, что мне попали в сердце, и в ожидании смерти не чувствовал ни боли, ни страха. Падая, я видел белую, гладкую гальку в дорожной глине; ее порядок был очень значим, необходим, как гармония звезд, и предвещал большие тайны».

Юнгер не выносит суждений, неохотно прибегает к обобщениям, ему не чужда воинская бравада. Но не меньше впечатляет детализированная протокольная манера, с которой он передает не только восторг, но и ужас массовой бойни. А ключевой вывод его воспоминаний – возможно, даже не предусмотренный автором – что в войне, в сущности, жертвами становятся и победители, и побежденные. Да, одна сторона может вести справедливую борьбу против агрессора и поработителя, однако война сжигает изнутри всех. «Государство освобождает нас от ответственности, но не может освободить от сожаления; нам придется жить с ним. И оно глубоко проникает в наши сны».

В той войне, которую мы вынуждены вести в настоящее время, мы обязательно победим. Но шрамы, нанесенные нею, заживут только тогда, когда не станет последнего человека, слышавшего ее выстрелы.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ