На днях на сайте издательства «Эксмо» появилась новость: «Опубликованные на виртуальных страницах сети откровенные истории под хештегом #яНеБоюсьСказати шокировали своим количеством... Вслед за создателем флешмоба журналисткой Анастасией Мельниченко, которая вдохновила множество женщин говорить о личном без страха и стыда, издательство «Эксмо» начинает роботу над проектом, который научит справляться с последствиями насилия и предотвращать его, вовремя реагируя на симптомы нездоровых жизненных ситуаций. Основу книги будут составлять истории, опубликованные под хештегом #яНеБоюсьСказати, — для юридически грамотного использования узнаваемого хештега-символа в названии книги издательство подало заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака на книжную продукцию...».
Издательский дом выразил надежду, что участие в подготовке книги примет инициатор кампании #яНеБоюсьСказати Анастасия Мельниченко. Однако сама Анастасия узнала об идее «Эксмо» случайно.
«Предварительно об этом мне ничего не говорили. Мне позвонили по телефону российские журналисты и спросили, как я отношусь к такому проекту. Для меня это стало новостью. Растерялась, не знала, что ответить. Написала о ситуации в Facebook, и с этого пошла раскрутка темы, — рассказывает Анастасия Мельниченко. — Если бы не выслушала того представителя российских СМИ, думаю, так бы об этом и не узнала. Также мне написал представитель «Эксмо» — объяснил, какую книжку они хотят сделать, и выразил надежду, что я с ними буду сотрудничать. Это же самое издательство сообщило у себя на сайте, но с того времени никто не выходил со мной на связь».
Инициатора кампании #яНеБоюсьСказати, которая также возглавляет общественную организацию STUDENA (а не журналистка, как написали на сайте «Эксмо»), даже забанили в Facebook за возмущенную заметку относительно этой ситуации.
Между прочим, несколько украинских издательств обращались раньше к Анастасии за разрешением издать истории, обнародованные в рамках кампании (напомним, тысячи женщин рассказали в соцсетях, часто впервые, о том, как столкнулись с насилием). В частности, «Фолио» хотело сделать книжку подобную той, что планируют издать в России. «В «Фолио» сначала говорили, что будут брать разрешения на публикацию историй у всех женщин. Тогда я отказалась иметь с этим что-то общее. Объяснила, что неправильно просто публиковать истории. Такая книжка будет очень болезненной, ее никто не будет читать, потому что люди эмпатируют, это тяжело, — говорит инициатор кампании #яНеБоюсьСказати. — Теперь снова связалась с этим издательством и убедила, что нужно издавать книжку для подростков, где будут подниматься темы, поднятые кампанией. Рассказы, обнародованные во время ее, можно использовать для иллюстраций. Предварительно согласовали эту идею».
Анастасия убеждена, что регистрировать торговую марку «#яНеБоюсьСказати» вообще неправильно. «Я не считаю, что кто-либо имеет право наживаться на историях или коммерциализировать социальную акцию. Это подло и низко», — написала активистка в Facebook.
Никаких юридических рычагов, чтобы повлиять на «Эсмо», у Анастасии Мельниченко нет. «Здесь вопрос, насколько издательство дорожит своей репутацией, — комментирует инициатор кампании #яНеБоюсьСказати. — В настоящее время очень многие люди возмущены, «Эксмо» из-за этого переживает непростые времена. Надеюсь, женское сообщество, в частности российское, надавит на них».