Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Герой

14 сентября, 2016 - 11:39

Недавно пришлось принять участие в круглом столе, посвященном проблемам национального кинематографа. Среди прочего, много говорили о герое этого кино. Каким он должен быть, как должен влиять на зрителей, в какой эпохе действовать, есть ли актер, способный его убедительно сыграть, нужно ли вводить специальную поддержку фильмам определенного типа и тому подобное.

Собственно, именно во время этой далеко не новой дискуссии я нашел вполне утвердительный ответ: такой герой у нас уже есть. Ничего не нужно выдумывать.

Пример, можно сказать, перед глазами. Достаточно внимательнее присмотреться к работам таких очень непохожих, но, безусловно, украинских режиссеров, как Мирослав Слабошпицкий, Сергей Лозница и Кира Муратова.

В знаменитом «Племені» Слабошпицкого молодой парень приезжает в интернат для глухонемых, оказывается в насквозь криминализированной среде воспитанников, сначала подчиняется его неписаным, но жестоким законам и даже делает определенную карьеру в преступной иерархии, но потом восстает, выбрав чувство вместо обязательств перед подельниками.

Протагонистом в «Майдані» Лозницы является Майдан как таковой, то есть сообщество горожан, которые вышли бороться за свои права, совсем не выдающихся, рядовых граждан, которые просто на наших глазах, преодолевая рутину изнурительного стояния на зимней площади, отбрасывая не только власть, но и бездарных вождей оппозиции, вырастают в политическую нацию.

Персонажи фильмов Муратовой часто эксцентричные, но всегда и на все имеют свой взгляд, придерживаются своих убеждений и способны иногда на совершенно дикие поступки, исходя, прежде всего, из собственного выбора.

Это и есть наш национальный киногерой. Не казачий атаман, не гетман, не очередная реинкарнация Хмельницкого/Бандеры/Мазепы, не пленник исторического мифа. Это современный, узнаваемый залом, обыкновенный человек — но не хрестоматийный «маленький человек» извечного российского дискурса — нет, это личность, которая должна смело бросать вызов жизненным или общественным обстоятельствам, более могущественным, чем он, прирожденный анархист, который не даст сесть себе на голову, забрать у себя что-то действительно важное, прежде всего — свободу.

Вот такой он, наш герой. Мне нравится.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ