Вчера исполнилось ровно 130 лет со дня рождения Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июля 1888 Волос, Греция — 20 ноября 1978, Рим, Италия) — итальянского художника и графика.
Кирико был меланхоликом, склонным к глубоким депрессиям экспериментатором, который искусство чувствовал и понимал лучше, чем внешний мир. У немецкого психолога Отто Вейнингера он вычитал, что реальность опирается на статические, базовые элементы; Вейнингер сравнивал эти первоэлементы с геометрическими формами, с конструкциями — не реальными вещами, а символами вещей. Кирико понял это буквально и начал вводить геометрические конструкции и символы на собственных полотнах, как следствие создав уникальный стиль «метафизической живописи», в котором угловатые потусторонние образы застывали в совершенно конкретных, преимущественно безлюдных городских пейзажах, из-за чего вся композиция приобретала характер гнетущей галлюцинации. Сюрреалисты охотно приняли Кирико в свое движение, но выгнали в 1929 за предательство идеалов.
В 1933 Джорджо получил приглашение к сотрудничеству от не менее авторитарного сообщества — фашистское правительство Муссолини заказало ему цикл фресок в павильоне Миланской триеннале. Тематика фресок была сформулирована с присущим всем диктатурам пафосом — «Культурные достижения Италии».
Кирико честно выполнил заказ. Показал лучшее, на что был способен, нарисовав цикл художественных сновидений — крылатый конь Пегас, римский Колизей, собор Св. Петра; коллеги-художники и известные литераторы в глубине этих метафизически-геометрических фантазмов занимались творческими поисками. Далее, как в бородатых советских анекдотах, приехала комиссия. Можно представить их оторопь: заказывали жизнеутверждающую имперскую апологию, а получили что получили. Плохая новость — фрески были уничтожены, хорошая — роман Де Кирико с режимом так и не сложился.
Иногда даже не обязательно идти на открытый протест. Достаточно оставаться верным себе.