Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На дне

Самал Еслямова, сыгравшая киргизскую девушку-гастарбайтера, получила главное золото Каннского фестиваля
21 мая, 2018 - 15:23
ФОТО РЕЙТЕР

Такое случается впервые в истории Канн: высшей награды за женскую роль никогда не удостаивалась актриса из Казахстана -  фильм "Айка" снят в копродукциии России и Казахстана.

Сергей Дворцевой - документалист родом из Казахстана, когда-то получившего приз в Каннах за фильм «Тюльпан».

«Айка» снималась долгие годы, все время что-то по ходу менялось (вплоть до того что актеров-типажей, киргизских гастарбайтеров, приходилось вытаскивать из милиции): да и к нынешнему фестивалю Сергей поспел едва-едва, сдав картину буквально «с колес», в срочном порядке.

Поразительно, что Канны терпеливо ждали (поэтому фильм показан буквально в последний день фестиваля): на моей памяти такой чести удостаивался разве что Вонг Кар Вай, модный в те времена автор знаменитого «Любовного настроения».

Ждали, впрочем,  и Лозницу: хотя «Донбасс» был не в основном конкурсе, а в программе «Особый взгляд».

«Айка» негласно продолжает тему нравственного распада России, хотя Дворцевой в этом фильме не пощадил никого: киргизы, в связке с российскими ментами и мафией, тоже травят и обирают своих соотечественников.

Все с кем-то связаны, кто-то кого-то крышует, менты в сговоре с мелкими бандитами, и, так получается, вся тяжесть мира падает на хрупкие плечи киргизских девчонок. Нынешнее российское руководство воссоздало рабство в его средневековом или чуть и не в античном варианте: работая по 15 часов в сутки, ты все равно всем должен, тебя могут избить, убить и изнасиловать и тебе некому пожаловаться.

Для справки: в России сейчас трудятся около 5 миллионов киргизов (если я не занижаю цифры) и кроме официальных, узаконенных поборов, они платят бесконечные взятки, живя порой в нечеловеческих условиях. 

 Я знаю проблему изнутри: по странному совпадению как раз сейчас я познакомилась с девочкой киргизкой по имени Айка (бывает же такое) и весь тот кошмар, который мы видим в фильме, преследует и ее. То просроченная регистрация (что было выдумано специально, ради взяток, получить ее вовремя почти нереально), то ментовские «рейды» (вновь взятки), то еще что-то — и так без конца.

И, как показано в фильме, свои же, киргизы, тоже рады стараться, и  они порой хуже коренных, москвичей: тех, что живут рядом с униженными и оскорбленными, не замечая их.

Фильм «Айка» - об этом: о вселенском равнодушии, об отчаянии, о существовании на краю пропасти,  о том, что человек порой остается совершенно один — против всей вселенной. 

Дворцевой не жалеет ни зрителя, ни свою героиню, в начале фильма бросившую ребенка в роддоме, ни «коренных», ни гастарбайтеров: это вселенная зла, бездна, пропасть, бесконечный экзистенциальный ужас. Настолько, что иностранцы не поверили (как не поверили они и Лознице), полагая, что автор сгущает краски.

Нисколько.

Я свидетельствую — 4 года назад сестру моей Айки, реальной, а не из фильма, столкнули на рельсы метро два нациста, и расследования не было. Хоронили в закрытом гробу — на ней в буквальном смысле лица не было.

Ну и по «мелочи» - меня поразила (реальной, моей Айки) переписка с мелкой начальницей  - когда она писала ей, что лежит с температурой, та крыла ее матом.

В фильме Дворцевого еще интересен образ Москвы, в коммерческих фильмах о развлечениях праздной молодежи предстающей эдаким буржуазным раем: образ зловещего города, с его подвалами, грязными коммуналками, где в комнате ютятся по 10 человек; образ ада на земле, изнанка империи.

Это честная, непримиримая, человечная картина, - о том, о чем никто не хочет знать: москвичи и гастарбайтеры живут здесь как бы отдельно, между ними нет контакта. Если не иметь в виду «контакт» раба и господина, страха и подчинения, унижения и власти.

Посмотрите, не пожалеете.

Ну, если привыкли не только развлекаться.      


Победители Каннского кинофестиваля 2018

ФОТО РЕЙТЕР

В основном конкурсе принимал участие 21 фильм. Международное  жюри возглавляла актриса Кейт Бланшетт. В судейскую команду также вошли: режиссер Дени Вильнев, актриса Кристен Стюарт, актриса Лея Сейду, режиссер Андрей Звягинцев, режиссер Ава Дюверном, композитор и певица Хаджа Нин и актер Чанг Чен.

"Золотая пальмовая ветвь": "Магазинные воры" Хирокадзу Корееда.

Гран-при: "Черный ку-клукс-клановец" Спайка Ли.

Приз жюри: "Капернаум" Надина Лабаки.

Специальная "Золотая пальмовая ветвь": Жан-Люк Годар, "Книга образов".

Лучшая мужская роль: Марчелло Фонте, "Догмен".

Лучший режиссер: Павел Павликовски, "Холодная война".

Лучший сценарий: Аличе Рорвахер ("Счастлив, как Лаззаро") и Надер Сайевар и Джафар Панахи ("Три лица").

Лучшая женская роль: Сама Еслямова, "Айка".

Приз "Золотая камера" и "Квир-пальма": "Девушка" Лукаса Донта с "Особого взгляда".

"Золотая пальмовая ветвь" в короткометражном конкурсе: "Все эти создания" Чарльза Вильямса.

Напомним, в программе  «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля лауреатом стал фильм  «Донбасс» Сергея Лозницы – удостоенный приза «За лучшую режиссуру». Жюри «Особого взгляда», которое возглавил Бенисио дель Торо, присудило главный приз «Особого взгляда» шведской ленте «Граница» Али Аббаси.

А картине «Женщина на войне», созданной в ко-продукции Франции, Исландии и Украины при поддержке Госкино Украины принимал участие в программе «Неделя критики» и получил приз за лучшую музыку.  Жюри назвало «Женщину на войне» лучшей картиной «Недели критики». «Фильм получил  приз Grand Rail d’Or.

 

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ