Мучительная весть: ни стало Владимира Панченко.
Еще три дня назад мы говорили с ним по телефону, и он говорил слова прощания. То же самое прозвучало и в его позавчерашнем разговоре с Вячеславом Брюховецким, которому принадлежит особая роль в жизни и педагогической карьере Владимира Панченко. Брюховецкий забрал его из Кировоградского университета на должность вице-президента Киево-Могилянской академии.
Мы дружили более четырех десятилетий. Панченко стал первостепенным критиком, литературоведом, эссеистом на наших глазах. Последние годы у него были невероятно продуктивными. Появились двумя изданиями его "Солнечные часы", которые имеют такую жанровую дифиницию: "книга пилигрима". Его повесть "О Николае Зерове" победила в нескольких рейтингах и показала, что это - одна из величайших литературоведческих работ в Украине. Есть ощущение выполненного долга перед другом за то, что еще успел издать его уникальную книгу «Литературный ландшафт Украины ХХ века (50 "слайдов")". Это тоже своеобразная «книга пилигрима». Неисправимый путник, которого манят дороги, Панченко выступает здесь путешественником в мире книг. Это он подчеркнул эпиграфом к своей книге, взятым из Жака Бреннера: «Книга, которую вы держите в руках, - это история моих путешествий в мире книг».
Все его книги очень похожи на него - они умны, литературно артистические и за каждой, как и за ним лично, угадывается целая библиотека, к которой он тянулся своим жаждущим и смелым умом.
Он мужественно шел до конца своих дней, все зная наперед. Только несколько раз грустно обмолвился о том, что сейчас вышел на особую творческую «форму», и у него было много оригинальных замыслов...
Прощай, Владимир. Ты остаешься светлой страницей в жизни тех, кто тебя знал и любил.
Фото из архива "Дня"