Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Несуразность «Я»

Размышления о вечном
4 июля, 2019 - 10:31

Когда перед Леонардо да Винчи предстала проблема, как защищать Родину, он смело использовал механизм, который в театре называют «Deusexmachina», — «Бог из машины». К размещенному на длинной деревянной балке подъемному блоку привязывали камень или металлическое ядро — поднимали, оттягивали и запускали в гущу врагов или рушили стены.

О музыкальных струнных инструментах вспомнили, когда понадобилось выпускать залпы стрел, камней и прочего. Самым важным для прицельной стрельбы в военных машинах, которые функционировали по модели струнных музыкальных инструментов (баллисты, катапульты, скорпионы), была настройка канатов с помощью определенных звуков. Чтобы попасть, нужно было прислушаться.

Театр самой первой проблемой своего существования всегда считал способность слышать человека, общество, Вселенную.

Количество людей искусства, зарегистрированных в качестве кандидатов в депутаты Верховной Рады Украины, достигла 80 человек... И если сначала я добивался у коллег узнать, зачем им это нужно, то сейчас (менее всего из полученных ответов) пришел к выводу, что не столько какие-то профессиональные знания нужны представителям народа во власти, как простое умение слушать и слышать.

Именно эти доминанты определяют театральные фестивали-камерные по форматам спектаклей, а не по масштабу мышления.

Итальянское культурное объединение «Mimesis» вместе с отделом культуры небольшого городка Monsummano Terme провели «ABC-фестиваль» с целью переосмысления способа творения культуры, чтобы он становился инструментом, способным генерировать общество. Попросту говоря, чтобы то, что есть сейчас в людях, проявлялось через общение, инициированное искусством.

Среди большого количества мероприятий — чтений, концертов, шоу, которые мобилизовали общество, возносили его ресурсы и таланты, значительным событием был спектакль «Эквилибристы» «Театра Ив Монтан». Драматургия, которая состоит в основном из видений мозаики разных театральных кодов, в поисках языка, способного передать парадокс между легкостью и интенсивностью, неосознанностью и проблематичным характером небольших ежедневных драм, которые определяют путь становления Я подростка.

Зрители — родители и дети, потому что постановка предполагает семейный просмотр, в разговоре по спектаклю с его творцами словно выговаривали что-то очень личностное, местное, которое оказывалось важным для всех. Звучала нота Я. Эта нота ищет гармонии в музыке человеческой жизни.

Международный фестиваль моноспектаклей «Відлуння» проходил в Хмельницком монотеатре «КУТ», который основал 27 лет назад и до сих пор своим человеческим Я питает народный артист Украины Владимир Смотритель. Каждый новый спектакль этого актера вдохновляет его поклонников радоваться безграничности таланта, бесконечности заложенного в человека творцом. Коллеги из 7 стран выходили на кон от абсолютной невозможности промолчать им наболевшее. Если попытаться подытожить, речь шла о новой для человечества ситуации, связанной с извечной проблемой — индивидуальным и автономным духовным ресурсом.

Иммануил Кант доказывал, что реальность всегда предстает перед человеческим сознанием как хаос, потому человек оказывается перед необходимостью вносить в нее смысл, делать ее созвучной к преобразованиям. Сейчас сверхдержава — это не вопрос территории, природных богатств, комфорта обитания... Это пристанище гениев, которые своими личными интеллектуальными изобретениями способны выходить на планетарный контакт, и если персональный духовный ресурс можно сравнить с владением персональным компьютером, то автономный духовный баланс выводит человеческое Я на уровень только ему доступных систем поиска знания о себе и Вселенной, знания о единении с вечным и безграничным.

Об этом говорили «Последний час Негоша» («Черногорский Национальный театр», Черногория), «История господина Зоммера» («Замковый театр», Литва) в конечном итоге и спектакль «Сузір’я» (Украина) «Бой с тенью» по роману Драгослава Михаиловича в исполнении Владимира Голосняка.

Размышления о вечном желании преодолеть несуразность человеческого «Я» наполняли спектакли ІІІ Международного театрального фестиваля камерных спектаклей «AndriyivskyFest».

В притче «Звериные истории» Харьковский «Театр 19» смешно повествует об индейках-философах, выясняя, какая кукуруза вкуснее, радующихся и не думающих, что их просто откармливают к столу. Спектакль варшавского Teatr Druga Strefa «FINDE...» плакатно и чувственно в то же время осуждал торговлю телом, российскую агрессию в Украине, замену человеческих имен номерами в отчетных документах.

Все три летних театральных фестиваля отмечали об особой остроте потребности прислушиваться к своему Я, чтобы становилось оно более ответственным, значимым, таким, каким делало бы каждого человека неповторимой ценностью в неоценимом богатстве человечества.

Шопену мать часто предлагала слушать музыку, лежа под роялем, на котором она играла... чтобы он вслушивался в вибрации, воспринимал музыку как физический опыт.

Прислушиваться театральным опытом к своему «Я» — стало призывом фестивалей.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ