В современном театре режиссер потерял прежнее лидирующее место. На первое, согласно Закону Украины «О театрах и театральном деле», вышел директор, который должен обладать художественным пониманием театрального дела, навыками продюсера и знанием рынка. Он теперь выполняет обязанности и художественного руководителя театра. Но все чаще в Украине, и это видит театральное сообщество, в этой должности оказываются некомпетентные случайные люди. Возникает довольно странная ситуация, когда вроде бы и существуют конкурсы на замещение должностей директоров – художественных руководителей с прописанными требованиями к кандидатам. Но часто они проводятся формально, служат ширмой для того, чтобы назначить выгодного кандидата. Это только увеличивает длительную позиционную войну между творческим составом и администрациями, от которой хотели избавиться и путем введения конкурсов и подзаконных актов, касающихся театральной деятельности. И все это снова требует реформирования, чтобы украинский театр действительно вышел на лучшие международные уровни.
Для этого, на мой взгляд, сначала нужно выработать общественное соглашение о театре, чтобы знать, куда двигаться.
В ней особенно конкретизируется, что государство считает современным театральным искусством и почему оно заинтересовано в его развитии. В ней прописываются и общественный контроль над тем, как театр следует своим целям. А также фиксируется ответственность его руководителя перед обществом и властью. Соглашение является основой программ, которые подают на конкурс претенденты на руководство театром. И основой их будущих контрактов. При этом необходимо разделить должности директора и художественного руководителя таким образом, чтобы художественных руководителей выбирали на конкурсах, а уже они подбирали директоров под свою программу развития театра. Также необходимы новые правила проведения конкурсов, в которых по-новому должна проходить процедура принятия решения: сначала анонимные программы кандидатов подаются, для оценки и составления рекомендаций, экспертному совету театральных мастеров – независимых критиков, режиссеров и т.д. Затем учитывается мнение коллектива театра, после ознакомления с оценками-рекомендациями анонимных программ претендентов. И только после этого, учитывая все высказанные мнения, соответствующая комиссия принимает решения с широким присутствием представителей общественных организаций и журналистов.
Театр должен способствовать не только созданию у людей привычки к посещению художественного заведения, но и большему пониманию ими театрального искусства. А это, в свою очередь, даст возможности активизации и раскрытия человеческих творческих сил и способностей, чего требуют перспективы развития общества. Поэтому так необходимо законченное реформирование театрального дела. Чтобы уберечься от конкурсных казусов в будущем. Чтобы к руководству приходили люди с инновационным и художественным мышлением, с доскональным пониманием театра. Чтобы украинский театр весомо зазвучал как на внутренней поле, так и на международном.